Татьяна Клейменова
Конспект НОД «Знакомство с обитателями водоема» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная область.
Образовательная область «Познание»
Тема: «Знакомство с обитателями водоема».
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Программное содержание:
Расширять представления детей о природе. Учить различать и называть объекты живой и неживой природы, называть существенные признаки различия живого и неживого. Познакомить с обитателями водоема. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи. Дать детям представления об очистке воды. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с обитателями водоема“ (старшая группа)» размещена в разделах
Оборудование: презентация на тему“ Обитатели водоема”, картинки на тему ” Живая и неживая природа “, карточки“ Развитие лягушки”, счетные палочки, два сосуда с водой, воронка, фильтровальная бумага.
Предварительная работа: Рассматриваниеиллюстраций, картинок, чтение познавательной и художественной литературы.
Ход занятия.
/ слайд 1/
Воспитатель читает стихотворение:
/ слайд 2 /
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все кругом…./ природа /
Природа, друзья,
Мы все это знаем
Бывает живая и неживая
- У меня на столе лежат картинки. Выберите и выложите на фланелеграф только картинки, на которых изображены объекты живой природы.
/ Ребенок выполняет задание у доски. /
-Назовите, что является живой природой?
-Назовите признаки отличия живой природы от неживой.
- Всё живое движется, дышит, питается, растет, размножается.
- Многообразие природы очень велико.
/ слайд 3 /
- Какие звуки вы слышите? / Ответы детей /
Воспитатель читает стихотворение:
Бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет.
С жизнью реки мы сейчас познакомимся.
- На какой реке стоит наш город?
/ слайд 4 /
- Наша река Черепетка небольшая, но очень красивая.
/ слайд 5/
- Я предлагаю вам отправиться к реке и поближе познакомиться с её обитателями.
/ слайд 6/
/ Звучит кваканье лягушки /
- Кто это нас встречает?
/слайд 7 /
- Расскажите, как выглядит лягушка? / Лягушка зеленого цвета, её тело покрыто кожей, на голове круглые выпуклые глаза, большой рот, длинный язык, четыре лапки /
- Лягушка может жить и на суше и в воде.
- Как передвигается лягушка в воде?
- А на земле?
- Как, вы думаете, почему она хорошо прыгает? / Передние лапки короткие, а задние длинные, сильные/
- Чем питается лягушка?
- Любимое лакомство лягушки – насекомые, червячки, улитки.
- Весной самка лягушки откладывает яйца.
/ слайд 8 /
Эти яйца называют икрой. Внутри круглого белого мешочка находится крошечная точка.
- На что похожа икринка? / На маленький глазик /
- Из икринки появляются головастики.
/ слайд 9/
- Со временем у головастика вырастают задние лапки, хвост становится все меньше, начинают расти передние лапки.
/с лайд 10/
-Головастик становится настоящим лягушонком.
- У вас на карточках изображены икринки, головастики, лягушата, взрослая лягушка. Укажите стрелками, что было сначала, что потом.
- Обратите внимание на экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
/ слайд11/
- Давайте немного подвигаемся и поиграем в игру “ Веселые лягушата”.
Физкультминутка / Движения выполняются в соответствии с текстом / :
Лягушата рано утром умывались,
Полотенцем вытирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо наклонялись, влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет
/Ходьба на месте /
Всем друзьям - физкультпривет!
/Руки вверх /
- Осенью с наступлением холодов, лягушки прячутся на дне реки под камнями, впадают в спячку, а весной просыпаются.
Воспитатель загадывает загадку:
Плещет в реке чистой спинкой серебристой
- Кто это?
- В нашей реке много рыбы водится.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
В реке живет сердитая,
Чешуей покрытая
- Что это за рыба?
/ слайд 12 /
Щука хищная, речная,
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть,
Страшно щуке в рот попасть
- Нападает она и на маленьких рыбешек и на крупных. Но еще щука - речной санитар.
- Как вы думаете, за что щука получила такое название?
-В первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает реку и не дает распространяться болезням.
- А вот и сом.
/ слайд13/
- Чем он отличается от других рыб?
- Природа наградила его длинными усами. Тело у сома голое без чешуи.
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
- В нашей реке водятся караси, окуни, карпы.
/ слайд14-15/
- Как все живые существа рыбы дышат, едят, растут, передвигаются, у них появляются детки.
- С помощью чего рыбы передвигаются в воде?
- С помощью чего они дышат?
- Как называются их детки?
- Из чего они выводятся?
- Чем покрыто тело рыбы?
- Как называют человека, который ловит рыбу?
/ слайд 16/
- Решите одну задачу:
Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.
-Какая рыба была поймана раньше всех?
- Подойдите к столам, выложите рыбу из палочек и геометрических фигур.
- Для того, чтобы было много рыбы, вода в реке должна быть чистой.
- Сравните воду в двух сосудах. / В одном чистая, прозрачная, а в другом мутная, грязная /
- В какой воде могут жить рыбы?
- Давайте попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнем пропускать воду через эту воронку.
- Посмотрите, что у нас получается.
- Какой стала вода?
- А что стало с нашей бумагой?
- Для того чтобы вода в нашей реке Черепетке была чистой, в ней водилось много рыбы, на берегу построены большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов, так же очищают дно и берега реки.
-Путешествие наше заканчивается. Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель читает стихотворение:
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе
К ней относиться добрей.