Марина Нестерова
Конспект НОД с использованием ЭОР «Знакомство с историей хохломской росписи» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Структурное подразделение «Детский сад № 6»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза А. Д. Вологина городского округа Октябрьск Самарской области
Разработка конспекта для детей старшего возраста
с использованием ЭОР по теме :
«Знакомство с историей хохломской росписи»
Публикация «Конспект НОД с использованием ЭОР „Знакомство с историей хохломской росписи“ (старшая группа)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Автор разработки:
Нестерова Марина Вячеславовна,
I квалификационной категории
СП «Детский сад № 6»
ГБОУ ООШ № 5 г. о. Октябрьск
Октябрьск, март 2016 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. «Познавательное развитие» :
- Познакомить с историей возникновения хохломского декоративно-прикладного промысла.
2. «Речевое развитие» :
- Активизация словаря: трилистник, завиток
3. «Социально-коммуникативное развитие» :
- Вызвать у детей уважение к предметам быта, как результатам деятельности человеческого труда.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу.
- Побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.
4. «Физическое развитие» :
- Формировать потребность в двигательной активности.
5. «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать кисть в разных направлениях);
- Познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающий хохломские изделия.
Методы и приемы
- практические: рисование элементов орнамента хохломской росписи
- наглядные: рассматривание иллюстраций с изделиями хохломской росписи, предметов быта с хохломской росписью; показ слайдовой презентации «История хохломской росписи»
- словесные: вопросы, загадки
Оборудование: проектор, компьютер.
Демонстрационный и раздаточный материал: слайдовая презентация «История хохломской росписи», наглядно-дидактическое пособие «Золотая хохлома», предметы быта с хохломской росписью, раздаточный материал для дидактической игры «Узнай элементы росписи», бумага, гуашь, кисти.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Дидактическая игра «Узнай элементы росписи»
Познавательно-исследовательская Исследование элементов орнамента
Двигательная Физкультминутка
Коммуникативная Рассказ воспитателя
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения «Хохлома» П. Синявского
Изобразительная Рисование элементов орнамента хохломской росписи
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
- Дети, сегодня у нас с Вами необычное занятие и проходить оно будет не в группе, а в нашей с вами «Горнице». Воспитатель приглашает детей в горницу и читает стихотворение «Хохлома» П. Синявского
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Дети проходят в «Горницу», слушают стихотворение и отвечают на вопросы Даны предпосылки к знакомству с новыми знаниями.
- Посмотрите какие красивые ложки и чашки стоят на столе, и даже стульчики разрисованы таким же узором. Дети рассматривают предметы быта. Знакомство с новым декоративно-прикладным творчеством «Хохлома».
- А сейчас присаживайтесь на стульчики, я вам предлагаю послушать и посмотреть историю возникновения хохломской росписи (показ слайдовой презентации, сопровождающийся рассказом воспитателя). Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Знакомство с историей возникновения хохломского декоративно-прикладного промысла.
- Ребята, мы с вами уже знакомились с другими видами декаративного-прикладного искусства. И сейчас, я вам предлагаю вам вспомнить их с помощью игры «Узнай элементы росписи» Дети с интересом включаются в игру. Закреплены знания о элементах различных росписей (гжель, дымковская, городецкая)
- Ну вот мы с вами вспомнили элементы гжельской, дымковской и городецкой росписи. Вы все молодцы, все справились с игрой. А сейчас я Вам предлагаю внимательно рассмотреть элементы хохломской росписи и попробовать назвать их, а я постараюсь вам помочь. Дети рассматривают элементы узора хохломской росписи по наглядно-дидактическому пособию, на предметах быта и называют их. Активизация словаря: трилистник, завиток.
Знакомство с образцами растительного орнамента, обращено внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающий хохломские изделия
- Молодцы ребята. Что мы с вами засиделись. Я предлягаю нам с вами сделать паузу и провести физминутку, но необычную, а такую в которой мы будем использовать стихотворение о хохломской росписи. Дети повторяют движения за воспитателем под слова стихотворения «Хохлома» Удовлетворена потребность в двигательной активности.
-А сейчас давайте мы с вами пройдем в нашу группу и попробуем сами нарисовать элементы хохломской росписи. Дети садятся за рабочие места, рисуют элементы хохломской росписи. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать кисть в разных направлениях).
- Молодцы ребята. Мне кажется все справились с рисунком. А вы как думаете? Расскажите что вам понравилось в работе ваших товарищей? Дети делятся впечатлениями от работы. Анализируют свои рисунки и рисунки других детей. Сформировано умение оценивать другие работы и анализировать свои.
- Ну вот мы и познакомились с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохлома. Скажите что вам больше всего понравилось на занятии и что интересного вы узнали. Дети делятся о своими впечатлениями о занятии. Дети получили удовлетворение и радость от успешно выполненной работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Хохлома»
П. Синявский
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Физминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Список литературы
1. Основы народного и декоративно-прикладного искусства // Детский сад со всех сторон, № 27(63) июль 2001 г.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2007
3. И. В. Тюфанова Мастерская юных художников. – Санкт-Петербург, 2002 г.