Юлия Птицына
Конспект НОД «Зимняя сказка в произведениях русской классической музыки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственный временной ресурс: музыкальный зал.
Время проведения: 30 минут.
Интеграция образовательных областей:
• Художественно-эстетическое
• Физическое
• Познавательное
• Социально-коммуникативное
• Речевое
Цель:
- развитие музыкальных способностей детей в различных видах
музыкальной деятельности,
- показать преемственность в работе музыкального руководителя и
воспитателя в освоении детьми программы.
Задачи:
1. Образовательные:
Темочки:
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Подготовительная группа
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с
помощью музыкальных образов;
-упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов.
2. Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса детей
средствами музыки и изобразительного искусства;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке;
- развивать звуковысотный слух.
3. Воспитательные:
-обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи,
литературы;
- воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом,
доброжелательности.
Предварительная работа:
Оформление музыкального зала. Подбор музыкального материала,
слайдов к занятию. Беседа с детьми о времени года-зима, рассматривание
иллюстраций с ее изображением, рассматривание снежинок, слушание
классической музыки о зиме. Разучивание с детьми музыкального
материала к НОД. Индивидуальная работа с детьми.
Оборудование:
музыкальный центр, флешка, ноутбук, экран с проектором, пианино,
аудиозаписи музыки : «Январь» П. И. Чайковский, «Холодно, замерзли
руки»-зимняя двигательная разминка, «Пицикатто» А. Делиб, «Танец Феи
Драже» П. И. Чайковский, «Оркестр»Б. Сметана, «Зима-красавица»
А. Евдотьевой. Музыкальные инструменты : маракасы, бубуны, шумовые
нетрадиционные инструменты, снежинки по количеству детей, слайды к
НОД, волшебная коробочка для дидактической игры «Подари лучик
солнцу». Картина с изображением «Зимы», зона «Зимы».
Программное содержание:
1. Музыкально – ритмические движения: «Январь»П. И. Чайковский – дети двигаются самостоятельно в характере музыки : легко, изящно, по окончанию останавливаются. Воспитатель следит за детьми, если нужно, то по необходимости помогает детям.
2. Валеологическая песенка-распевка «Здравствуйте!» - по просьбе музыкального руководителя - дети вместе с воспитателем поют знакомую песенку сопровождая соответствующими движениями. Песня исполняется
2 раза в разных темпах: спокойно и с движением.
3. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»-звучит музыка, дети вдыхают через нос и дуют на снежинку. Взрослые показывают как правильно нужно дуть.
4. «Холодно замерзли ручки»(зимняя двигательная разминка)- музыкальный руководитель предлагает детям подвигаться с веселой песенкой, чтобы согреться после холодных снежинок. Воспитатель двигается вместе с детьми.
5. Музыкальная танцевальная импровизация «Пиццикато»муз. А. Делиб-
музыкальный руководитель предлагает детям под музыку нарисовать зимнюю сказку, но перед началом спрашивает у детей: «Что должно помочь, чтобы нарисовать сказку и что мы будем рисовать в зимней сказке, какие цвета будем использовать?» Воспитатель танцует вместе с детьми.
6. Слушание: «Танец Феи Драже» П. И. Чайковский – дети слушают музыку, отвечают на вопросы музыкального руководителя : «Понравилась ли музыка?», «Какого характера?», «Какая сказка звучала под эту музыку?», «Можно ли сравнить музыку с зимой?», «Чем они похожи?» Затем дети узнают кто написал эту музыку (показ портрета композитора П. И. Чайковского) и музыкальный руководитель говорит как называется музыка и о чем она.
7. Музыкально-дидактическая игра «Подари лучик солнышку» -дети помогают вернуть солнышку его лучики, при этом поют песенки на слог «ля» : если солнечный лучик короткий - песенка звучит короткая, если солнечный лучик длинный - песенка звучит длинная.
8. Пение: «Зимняя сказка»муз. А. Пинегина – исполнять знакомую песню в характере: нежно, ласково, начинать пение сразу после вступления. Воспитатель поет вместе с детьми.
9. «Оркестр» Б. Сметана - исполнять зимнюю сказочную музыку веселым оркестром.
10. Танец «Зима – красавица» муз. А. Евдотьевой – исполнять самостоятельно веселый знакомый танец.
Ход НОД:
Дети под музыку П. И. Чайковского "Январь"заходят в музыкальный зал, с окончанием её останавливаются.
Муз. рук-ль: Ребята, сегодня в нашу музыкальную гостиную пришли гости!
Давайте мы со всеми поздороваемся как музыканты.
-Здравствуйте! (поют).
Молодцы! А ещё я хочу, чтобы вы пожелали друг другу
здоровья, доброты и хорошего настроения!
Звучит Валелогическая песенка-распевка «Здравствуйте!»
В этот чудесный день, (одна рука на пояс, затем другая)
Добрый день. (хлопают в ладоши и по коленям)
Дружно здороваться (одна рука на пояс, затем другая)
Нам не лень. (притопывают ногами)
Руки протягивай (одна рука вперёд, затем другая)
Не зевай. (руки протянуты, головой качают вправо-влево)
Песню весёлую (руки перед собой сложены в замок, качают)
Запевай. (хлопают)
Ой, какие, молодцы! А давайте с вами попробуем чуть-чуть побыстрей!
(Поют ещё раз).
Муз. рук-ль: Молодцы!
Посмотрите, ребята, как у нас в музыкальном зале красиво, и на улице тоже красиво. В окошечко гляньте! Зима! Красавица зима пришла! С хорошим зимним настроением! И день сегодня такой удачный у нас, зимний!
(Слад - Зима)
Вот она зима какая: все вокруг заморозила, льдом сковала, засыпала снегом луга, поля, леса –всё одела в красивые наряды. Сыплет снежочком лёгким, пушистым. Даже сюда снежинки залетели. Давайте мы на них подуем.
(Дети дуют на снежинки –проводится дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»)
-Сколько холоду снежинки нагнали! Ведь зима: холодная, морозная!
И чтобы нам не замерзнуть, надо подвигаться – согреться. Давайте подвигаемся с веселой песенкой! Приглашаю на весёлую разминку.
Проводится зимняя двигательная разминка «Холодно замерзли ручки»,
(дети по показу педагога выполняют движения в соответствии с текстом).
Муз. рук-ль: Молодцы! Замечательно! Я вижу что вы согрелись!
И настроение у вас улучшилось!
А скажите-ка, дети, вы сказки любите? (Да). Вы знаете я тоже очень люблю сказки. Давайте мы с вами нарисуем зимнюю сказку! (Да).
А что нам должно помочь, чтобы нарисовать сказку? ( Ответ: музыка, наши ручки, наше тело, наши ножки). Посмотрите сколько у нас всего есть волшебного - мы с вами настоящие волшебники! А что же мы в нашей зимней сказке нарисуем, давайте посмотрим на экран?
Дети смотрят на экран и говорят, что они видят и как это можно изобразить-показывают). «Птички снегири», как мы их изобразим, покажите (Показывают). А ещё, что вы видите на экране? «Снежинки», а как их можно показать? А ещё что вы видите? «Деревья в шапках и шубках», а что есть у деревьев (Веточки, ствол-показывают руками).А еще что вы видите на экране? -«Небо», какое оно? Голубое с белыми облаками. А что ещё?- «Ветер» (стужа, вьюга). Давайте рисовать с вами зимнюю сказку под музыку.
Музыкальная танцевальная импровизация под музыку
«Пиццикато», муз. А. Делиб.
Муз. руководитель: Ребята! Какие вы молодцы! (Показ слайда)
Вот мы с вами и нарисовали зимнюю сказку, посмотрите какая она получилась! Красивая? (Да) Вы очень хорошо слушаете музыку и передаете её настроение своим красивым телом. У вас очень хорошие, послушные ручки, у вас очень хорошие ножки и подружки: носочки и пяточки. Вы молодцы! А сейчас я предлагаю на нашей волшебной зимней поляне-немножко отдохнуть! Давайте сядем поудобнее и наша зимняя сказка будет продолжаться :
Зима приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
И Фея зимняя придёт.
Звучит музыка "Танец Феи Драже" П. И. Чайковского. (Мультимедийный проектор).
Муз. рук-ль: - Ребята, вам понравилась музыка?
-А какая она была по характеру? ( Дети по очереди говорят: тихая, нежная, спокойная, ласковая, сказочная, волшебная, снежная)
-А расскажите какая сказка звучала под эту музыку? (Зимняя, волшебная, сказочная, красивая, снежная.)
- Ребята! А можно сравнить эту музыку с зимой? (Можно).
-Чем же они могут быть похожи?
( Ответы детей: красивые, сказочные, волшебные, зимние, снежные).
-Сколько замечательных слов! (Портрет композитора на слайде).
Не зря русский композитор П. И. Чайковский назвал свою музыку «Танец Феи Драже» – это и есть зимняя сказка снежных хлопьев. Они кружатся, летят и завораживают своим танцем всё вокруг.
Муз. рук-ль: Ребята, посмотрите, нашу красивую музыку в нашей зимней сказке услышало зимнее солнышко. (слайд грустного солнца, только оно очень грустное.
Почему? ( Дети отвечают: ему надо добавить лучиков.) Да, чтобы оно светило ярко и весело я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков.
(Показывает волшебную коробочку).
-Обратите внимание, лучи разные по длине (длинные и короткие). Поэтому и песенки будут разными – длинными и короткими.
(Показывает м. р. голосом).
Дети берут бумажный лучик, по очереди поют на слог «ля».
Музыкально – дидактическая игра «Подари лучик солнышку».
Музыкальный руководитель :
- Мы сейчас все лучики спрячем и посмотрим что же произойдет?
Гляньте, пожалуйста! А солнышко у нас какое, ребятки стало?
( Ответ детей: Радостное, веселое)
(Слайд весёлое солнышко).
И зимняя песенка и зимняя сказка обязательно сейчас прозвучит,
потому что мы с вами волшебники!
Встаем полукругом, плечиком к плечику.
- Сейчас мы споём все песенку про зимнюю сказку. Петь будем нежно, ласково, тихо, слушайте друг друга и музыку.
«Зимняя сказка», слова: Андрей Усачев, музыка : Александр Пинегин.
Музыкальный руководитель :
Какая чудесная песенка получилась у вас. У вас прекрасные звонкие голоса, которые передавали тихое, сказочное настроение песни.
Но я слышу ещё какие то звуки в нашей зимней сказке, посмотрите что это там на экране? (Оркестр, дирижер.)
Дирижер-самый главный человек в оркестре, им буду я. А вы будете оркестром-выбирайте себе инструмент. (Дети берут музыкальный инструмент).
- Я предлагаю всем вместе исполнить зимнюю сказочную музыку весёлым оркестром. Слушаем и смотрим на дирижёра. Играем музыку Б. Сметана «Оркестр».
Звучит Оркестр Б. Сметана «Оркестр».
Музыкальный руководитель :
-Спасибо, музыканты! Очень здорово вы сыграли! Давайте мы свои инструменты унесем на место и вернемся на нашу зимнюю полянку.
Сколько красивой музыки живет в нашей зимушке - хотя она и холодная, и снежная, и вьюжная.
- А сейчас я предлагаю вам исполнить весёлый танец «Зима-красавица».
Ведь мы еще не танцевали, а так хочется.
Исполняется танец «Зима - красавица», муз. А. Евдотьева.
Музыкальный руководитель :
- Какой красивый чудесный танец у вас получился! Вы знаете так и хочется похлопать! Давайте, гости дорогие, похлопаем! А зима на нас посмотрите смотрит и искрится своими волшебными снежинками. Снежинки летят и зовут нас в эту зимнюю сказку, которую мы с вами нарисовали. И мне сегодня хочется подарить вам эту волшебную зимнюю сказку,
а еще вот эти снежинки, они не простые, а волшебные. На обратной стороне снежинок изображены веселые нотки, которые помогают нам творить чудеса.
На этом наше занятие подходит к концу, положите, ребята, снежинку на ладонь и давайте попрощаемся. –До свидания! (Дети поют).