Светлана Малкова
«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного года, подготовительная группа)
Тема: ЖИВОТНЫЕ.
Цели: Закреплять знания о животных жарких стран и животных лесов средней полосы. Совершенствовать грамматический строй речи: умение распространять предложения прилагательными, понимать и использовать в речи предлоги, согласовывать числительные с существительными; ориентироваться в пространстве, совершенствовать умение чтения, звукового анализа, умение определять слово по первому слогу, делить слова на слоги; совершенствовать графо-моторные умения. Развивать внимание, зрительную память, тонкую и общую моторику, общие речевые навыки. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, активность, познавательный интерес.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОНР, нарушение речи
- Подготовительная группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: 2 картонные полосы (желтого и зеленого цвета, контурные изображения (лимон, огурец, яблоко-2шт., лист дерева – 2 шт., арбуз, репа, стручок гороха, луковица, 2 конверта с разрезными изображениями (лиса и слон) из пособия Н. В. Нищевой «Играйка -7», 2 таблицы – дешифратора, изображения взрослых животных и их детенышей (барсук, волк, слон, верблюд, лев, бобр, олень, бумажные цаеты со слогами-серединками, массажные шарики для пальчиковой гимнастики, тарелочки с водой по количеству детей, таблички – шифровки по количеству детей, тетради, простые и цветные карандаши (зеленый, красный, синий, фишки (бананы и листочки) по 20 штук.
ХОД:
1. Организационный момент.
2. Выполнение двухступенчатой инструкции:
- Выберите себе любое изображение. Подумайте, какой цвет ему больше подходит: зеленый или желтый, и, выбрав цвет, садитесь за стол, на котором лежит полоска нужного цвета. Например: это солнце, оно желтое. Я сяду за стол с желтой полосой.
- Вы разделились на две команды. Команда с зелеными изображениями вспомнит сегодня животных наших лесов, а команда с желтыми изображениями – животных жарких стран. Вы – дружные команды. Чтобы выполнить первое задание, вам нужен конверт с заданием. Чтобы его получить, надо отгадать загадку
Посмотрите-ка, какая, вся горит, как золотая, Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой. На увертки мастерица, а зовут ее …. (лисица)
Некрасивый он, пожалуй… Вместо носа – шланг пожарный, Уши вроде опахал, ростом с башню отмахал. (слон)
3. «Собери картинку» (развитие зрительной памяти)
- В конвертах вы найдете небольшое полное изображение животного и рассыпавшиеся части картинки. Вместе, всей командой правильно соберите изображение животного. Если все делать дружно, то получится быстрее. – Что получилось у первой команды? (лиса) – А у второй? (слон)
4. Д/И «Большое предложение»
- Где живет? – Лиса живет в лесу. – Где живет слон? – Слон живет в Африке.
Мы сейчас сыграем в игру «Большое предложение». Каждой команде я дам короткое предложение. Вы сделаете его очень длинным, добавляя к нему слова-признаки. Каждый из вас по очереди добавляет по одному слову, повторяя предложение с теми словами, которые уже назвали ваши товарищи по команде. Победит та команда, у которой получится длинное красивое предложение. - Вспомните, какими бывают джунгли и лес, слон и лиса.
1. По лесу бегает лиса.
2. В джунглях бродит слон.
(за каждый правильный ответ команда получает фишку)
5. Д/И «Где животное?» (использование в речи предлогов)
- Рассмотрите изображения животных на панно и назовите: 1 команда – только животных наших лесов; 2 команда – животных жарких стран.
а) Назовите, где стоит названное мной животное. Например: лама стоит между кенгуру и верблюдом, перед верблюдом, за кенгуру, над медведем. (за каждый правильный ответ команда получает фишку)
б) Загадайте животное. Каждая команда объясняет ребятам из другой команды, где стоит загаданное животное, но не называет его. Например: Этот зверь стоит перед барсуком, за оленем, под кенгуру. Ответ: Это медведь.
6. Физминутка «Цирковые животные» Ориентирование в пространстве, знание частей тела.
- Где можно увидеть всех животных сразу? – Сейчас вы будите цирковыми животными, а я – дрессировщиком. Слушайте внимательно и правильно выполняйте мои команды:
Покажите правую руку, правую ногу (тоже левыми рукой и ногой);
Покажите левой рукой правое ухо;
Покажите правой рукой колено левой ноги;
Коснитесь коленом левой ноги правого локтя;
Коснитесь левой рукой правой щеки, рука двигается над головой.
7. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке.» с использованием массажных шариков
Сидит белка на тележке, дети прокатывают шарик по всей ладони Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, поочередно загибают пальцы, удерживая шарик в центре ладони Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, прокат шарика по всей ладони Кому в зобок, прокат шарика по кончикам пальцев Кому в лапочку. прокат шарика по всей ладони
8. Работа в тетради. Умение ориентироваться на листе бумаги, развитие графо-моторных навыков, глазомера, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова.
а) На столе перед вами таблицы – шифровки. На доске – таблицы – дешифраторы. Расшифруйте слова в ваших таблицах. Прочитайте свое слово.
1 2 3 4 5 6 7 8
к в е а л б о н
(кабан, волк, белка)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и б а г р з т ж е ф
(жираф, зебра, тигр)
б)Составьте схемы получившихся слов. в)Вложите табличку в свою тетрадь.
9. Физминутка «Джунгли»
В джунглях звон везде летит, Рука-хобот, дети имитируют рев слона Если слон во всю трубит.
У жирафа шея длинная, Рука-шея, повороты в стороны Все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная, Наклоны головы Она для всех хороший друг.
В речке тихо плыл Руки-пасть, открываются и закрываются Очень злобный крокодил.
А по пустыне по утру Прыжки на двух ногах Легко скакала кенгуру.
От солнца всё в глазах искрится, Лежа на спине, одновременные двигают Лежит с тигрятами тигрица. Рука ми и ногами в воздухе
В далекой Африке за всех Встают на четвереньки, Отвечает храбрый лев. Прогибают спину, рычат:р-р-р.
10. Д/И «Чьи детки?» Совершенствование умения чтения слогов, умения определять слово по первому слогу, составлять краткий рассказ.
- Сегодня мы говорим о животных жарких стран и наших лесов. Посмотрите на панно. Вы видите изображения детенышей некоторых животных. Назовите их.
- Перед вами на столах чашечки с водой и нераспустившиеся бутончики. Положите бутончики в воду вверх лепестками, а сами послушайте задание.
- Прочитайте слог в центре распустившегося цветка. Это будет первый слог названия детеныша. Например, слог бел- подскажет мне слово белка. Вам надо прочитать слог, догадаться, какое это может быть животное и назвать его.
- Чтобы получить изображение детеныша, разделите название на слоги.
- Расскажите о семье этого малыша? Назовите его маму и папу, скажите, где они живут. Например: Это львенок. У него мама львица и папа лев. Они живут в Африке. (барсук, волк, олень, бобр, слон, лев, верблюд, тигр).
11. Подведение итога
- Мы сегодня говорили о животных и играли в разные игры. – В какие игры мы играли? – Какие задания вам особенной запомнились? Чем? – Сосчитайте, сколько у вас листочков и скажите мне. Например, у меня три листочка. – Сосчитайте, сколько фишек у вашей команды. – У какой команды больше? – Вы все сегодня очень старались и, я думаю, что сегодня победила дружба. А фишки подскажут вам сами, кто знает о животных много, а кому надо еще немного постараться, чтобы узнать больше интересного.