Шамрай Анна
Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну Математики. Счет в пределах 20» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ- Кокоревский детский сад «Родничок»
Конспект ООД по ФЭМП
тема: «Путешествие в волшебную страну Математики»
(закрепление изученного материала)
в старшей группе
Подготовила и провела: воспитатель
Шамрай Анна Валерьевна.
Ноябрь 2023 г.
Тип ОД: закрепление.
Направление: познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ.
Цель: создание условий для закрепления математических знаний.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Задачи приоритетной образовательной области:
Воспитательные:
-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность;
Развивающие:
-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;
-развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Образовательные:
-Упражнять в пределах 20 в прямом, и обратном порядке ; умение составлять числовой ряд;
- тренировать умение находить числа (закрепление активных слов перед,после,между,соседи).
-закреплять знания о геометрических фигурах;
-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.
-закреплять умение решать арифметические задачи, пользоваться знаками действий: плюс (+). Минус (-) и знаком отношения равно (=, знаками, ;
Задачи интегрируемых областей:
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе. Воспитывать наблюдательность, стремление помогать другим в трудной ситуации.
Физическое развитие: Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная. Методическое обеспечение:
Оборудование: Пазл «Самолет», цифры, телеграмма, знаки, книга, сундук, смайлики,
карточки с заданиями, математические наборы, цифровой ряд, счётные палочки, схемы Дьенеша, блоки Дьенеша, птички, знаки, домики, карта, кукла, острова,
Предварительная работа:
• решение логических задач, решение простых арифметических задач.
• закрепление знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;
• работа с карточками, разучивание коммуникативной игры, и приветствия.
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: сюрпризный момент, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент (телеграмма, собирание пазла, путешествие на самолёте, игровое упражнение «Расставь знаки»,, «Реши задачки», «Поручение».
• Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (приветствие «Доброе утро!», игровое упражнение с счётными плочками, решение задач с шутками,
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе самооценка деятельнсти детей.
Методы и приемы:
Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
Словесный: вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
Практический: игры и игровые упражнения.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
Рефлексия: подведение итогов.
Технология, используемые в ООД:
Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
Здоровьесберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальный подход к воспитанникам, поощрение самостоятельности
Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их поприветствуем!
Дети: Здравствуйте!
«Доброе утро!»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем Привет! И Добрый день!
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Ход занятия!
Ребята, к нам сегодня пришла телеграмма, знаете от кого? От Феи математики. Давайте прочтем ее, что же она нам пишет?
«Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Желаю удачи. Фея Математики!»
Ребята, здесь еще и карта: Давайте разложим карту и посмотрим ее? Как интересно? Ну что, отправимся за сокровищами?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, нам с вами нужно выполнить задание.
Проблемная ситуация: чтобы выбрать транспорт,нам нужно собрать картинку - пазл.
Дети: Получился самолёт.
Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, нужно посмотреть на карту, куда мы с вами полетим? Какой у нас первый остров? Остров синего цвета.
Приготовились? А Чтоб завёлся самолёт, нужно сосчитать порядковым счётом от 1 до20, Взлетаем. Пошел обратный отсчет от 10 до 1.
Завёлся самолёт, руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт (звук самолета).
Первый остров: «Будь внимателен» (синего цвета)
Я называю задание. а вы показываете мне правильный ответ.
а) покажите пожалуйста, цифру которая стоит после цифры 8; 6.
б) покажите пожалуйста, цифру, которая стоит перед цифрой 10; 9;
в) стоит между цифрами 9 и 7, 8 и 10,
г) покажите пожалуйста, соседей числа 9; 7;
Воспитатель: Здорово! Мы справились с этим заданием, молодцы!
Нужно лететь на следующий остров. Посмотрите по карте, какого он должен быть цвета?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Приготовились: руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт. Смотрим, вижу по курсу желтый остров. Приземляемся.
Остров жёлтого цвета «Математические знаки»
Воспитатель: Ребята, на этом острове живут математические знаки. Какие знаки вы знаете?
Дети: Плюс, минус, больше, меньше, равно.
Воспитатель: Правильно. Послушайте задание: по очереди будите выходить к доске, на доске стоят числа. А вы должны их будете сравнить. И объяснить, почему именно этот знак вы выбрали? И обосновать свой ответ.
8 5
9 7
8 8
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Покидаем этот остров и смотрим по карте, какой по цвету следующий остров.
Дети: Коричневый.
Воспитатель: Руки в стороны – в полёт, отправляем самолет. По курсу коричневый остров. Приземляемся.
Третий остров «Решение задачи».
(коричневого цвета)
Воспитатель: Ну что, ребята, вы умеете решать задачи?
Дети: Да.
Воспитатель:
- Послушайте задачу: “
- На дереве сидело 5 синичек. К ним прилетело еще 3 синички.
-Сколько синичек стало на дереве?
- Назовите мне условие задачи?
-Назовите вопрос задачи?
Воспитатель: Как мы с вами будем решать эту задачу? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего синичек стало на дереве?
Дети: Путем сложения. Нужно прибавить: 5+3
Воспитатель: Сколько получилось птиц?
Дети: 8
Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.
Дети: Всего 8 синичек стало на дереве.
Молодцы! И здесь мы справились. Ну Что двигаемся дальше?
.
Воспитатель: Следующий остров смотрим какой?
Дети: Зеленый!
Воспитатель: приготовились? Руки в стороны, в полет, отправляем самолет. Взлетаем. Полетели.
Остров зеленого цвета. «Остров Денеша».
Смотрите ребята, здесь схемы, и нам их нужно прочитать, и найти фигуры обозначены в этих схемах.
Начнем…
Проверка -O-
Молодцы.
Какой же у нас следующий остров? Смотрим вместе. Оранжевый. Приготовились? Руки в стороны, в полет, отправляем самолет. Взлетаем. Полетели.
Пятый остров «Числовые домики.» (оранжевого цвета). Ребята, у нас здесь опять задания. При выполнении этих заданий будьте очень внимательны!
Заселите домик, так чтобы в сумме получилось число 7 из двух меньших чисел.
Спускаемся на верхний этаж. :7 это- 6+1; 7 это- 5+2, ; 7 это 4+3, ; 7 это 3+4, и т. д Молодцы.
У нас еще один домик. Какое число мы будем получать из двух меньших чисел? (9).
Спускаемся также на верхний этаж домика. 9 это сколько?: 8+1; 7+2; 5+3; 4+4; 3+5; и т. д
. И с этим заданием справились. Молодцы.
Ну что? Смотрим на карту? Какой у нас следующий остров?
Шестой остров «Минутка для шутки» (фиолетового цвета). Полетели на следующий остров.? Руки в стороны, в полет, отправляем самолет.
Воспитатель: Здесь нас ждут хитрые задачки.
1. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)Почему?
2. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
3. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)Почему?
4. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
5. У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8)
6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)
7. Сколько концов у одной палки? (2)
Опять мы справились, молодцы!
- Продолжаем путешествие
Смотрим на карту, какой следующий остров? Розовый.
Воспитатель: Приготовились? Руки в стороны, в полет, отправляем самолет, взлетаем.
Седьмой остров «Геометрические фигуры». (розового цвета)
Воспитатель:
Здесь тоже задание.
отсчитайте пожалуйста четыре палочки и сделайте квадрат, затем еще три и сделайте еще квадрат
Вопрос; Сколько палочек отсчитали?
Сколько квадратов получилось (два)
Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник
Сколько треугольников получилось (два)
Молодцы справились и с этим заданием.
Смотрим на карту! Остров Красного цвета. Ну что,
Отправляемся дальше? Руки в стороны, в полет, отправляем самолет.
Приготовились, взлетаем.
Восьмой остров «Остров чудес» (Красного цвета)
Воспитатель: Ну, вот ребята мы и прибыли на остров чудес. Но сойти на него не так-то и просто, его кто- то охраняет. Чтобы это узнать необходимо, выполнить задание
Задание называется веселые считалки:
1.
- Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответе на вапрос,
Сколько он грибов принес?
(7).
2.
-Ходит красный петушок,
-Золотистый певунок.
-Шесть хохлаток тоже там.
-Сколько всех их, скажи сам? (7).
3.
-Мурка кошка- мышеловка,
-Съела трех мышей в кладовке,
-И сейчас к норе подкралась,
-Цап! Еще одна попалась.
-Вот так Мурка! Сколько ей, удалось поймать мышей? (4).
4.
-Семь веселых медвежат,
-За малиной в лес спешат,
-Но один малыш устал,
-От товарищей отстал.
-А теперь ответ найди,
-Сколько мишек впереди? (6).
5.
-На блюдце у Андрюши,
-Лежат три желтых груши,
-Есть ребенок захотел,
-И одну из груш он съел.
-Теперь считайте груши,
-На блюдце у Андрюши? (2).
Молодцы.
Воспитатель: Ребята, а теперь вы закроете глаза и громко скажите: Бим – Бом, Тра-та-та.
(под колпаком оказывается игрушка «Фея математики»)
Воспитатель: Ой, ребята, кто это? Это же сама Фея Математики. Она охраняет сундук с сакровищами, И она нам его отдаст, если мы скажем ей волшебное слово. Ребята, а какие волшебные слова надо сказать Василисе, для того чтобы она дала нам сундук? (или вежливые)
Воспитатель: Ребята, вот и сундук. Давайте его откроем. Посмотрите, что здесь? А здесь красивая книга. В ней написаны разные задачи, которые вам предстоит решить.
Очень хороший подарок от Феи.
Ну вот, нам пора возвращаться в детский сад. Руки в стороны - в полёт, отправляем самолёт.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания вам понравились?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания.
Воспитатель.
Перед вами лежат смайлики (желтый,красный,зеленый)
Вам нужно оценить наше путешествие:
Желтый-понравилось, но не всё; Зеленый – все понравилось. Красный – не понравилось.
А Н А Л И З
Тема: «Путешествие в волшебную страну Математики»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Использование дидактических игр на занятии по математике.
Программные задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в счете в пределах 20;
- продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
- различать цвета;
- различать и правильно называть геометрические фигуры;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям математикой;
- воспитывать совместное обсуждение, искать и находить ответ;
- создавать новизну обстановки, порадовать детей сюрпризным моментом.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать пространственное представление о направлениях (лево - право);
- развивать восприятие, устойчивое внимание, память;
- развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать воображение.
Подготовка воспитателя к занятию: разработка и оформление конспекта занятия, изготовление раздаточного материала, подготовка и изготовление наглядного материала.
Раздаточный материал: карточки с цифрами, счетные палочки, схемы для блоков Дьенеша.
Оборудование и материалы: Птички, цыфры, знаки, острова, телеграмма, кукла, книжка, сундук, числовые домики.
Интеграция ОО:
Физкультура: формировать потребность в двигательной активности, умение ориентироваться в пространстве.
Речевое развитие: стимулировать развитие инициативности детей в речевом общение с воспитателем; развивать связную монологическую речь; вводить в активный словарь детей математическую терминологию (круг, квадрат, прямоугольник, цифра и т. д.)
Социально-коммуникативные: развивающие игры, задачи.
Образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего возраста (6-7 лет). Занятие состояло из трех частей, входе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств. Детям было предложено отправиться в страну Математики.
Основная часть ООД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Занятие динамичное. Перемещения по залу в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
В заключительной части использовала также игровую ситуацию – возвращение в группу с помощью «сундука». Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей:
•Познание: закрепили геометрические фигуры, цифры, ориентировку в пространстве.
•Развитие речи: дети участвовали в общей беседе, вели диалог. Активизировала словарь детей за счет слов названий геометрических фигур, упражняла в счете.
•Социально-коммуникативное: дети выражали доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.
•Физическое развитие: развивала двигательное воображение и координацию движений.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала активизировать самостоятельность, поддерживала положительный эмоциональный настрой, активизировала мыслительную и речевую деятельность детей. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.
1. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
2. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
3. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
4. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
5. У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8)
6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)
.
- Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответе на вапрос,
Сколько он грибов принес?
(7).
2.
-Ходит красный петушок,
-Золотистый певунок.
-Шесть хохлаток тоже там.
-Сколько всех их, скажи сам? (7).
3.
-Мурка кошка- мышеловка,
-Съела трех мышей в кладовке,
-И сейчас к норе подкралась,
-Цап! Еще одна попалась.
-Вот так Мурка! Сколько ей, удалось поймать мышей? (4).
4.
-Семь веселых медвежат,
-За малиной в лес спешат,
-Но один малыш устал,
-От товарищей отстал.
-А теперь ответ найди,
-Сколько мишек впереди? (6).
5.
-На блюдце у Андрюши,
-Лежат три желтых груши,
-Есть ребенок захотел,
-И одну из груш он съел.
-Теперь считайте груши,
-На блюдце у Андрюши? (2).
Молодцы.
дети, я приглашаю вас в путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Желаю удачи. Фея Математики!»