Светлана Васильева
Конспект НОД «Экспедиция на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД:«Экспедиция на Северный полюс»
Конспект сценария НОД по направлению Познавательное развитие Речевое развитие
В группе подготовительной
Составил воспитатель высшей квалификационной категории: Васильева Светлана Николаевна
Учреждение МКДОУ №164
Город Киров, 2018
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Речевое развитие».
Форма проведения: НОД
Формы организации: подгрупповая, групповая; индивидуальная; работа в парах; фронтальная.
Публикация «Конспект НОД „Экспедиция на Северный полюс“» размещена в разделах
Предварительная работа: Беседы о животных Северного полюса; рассматривание иллюстраций «Животный и растительный мир Севера и Тундры»; просмотр познавательных фильмов презентаций о животных Севера, о природных явлениях, о народах Севера, их традициях;
чтение энциклопедий и книг; рисование на тему «Животные Севера»; дидактические и подвижные игры народов Севера; просмотр мультфильма «Умка».
Цель (предполагаемый результат) :
Формирование у детей представлений о животных Севера, климатических особенностей среды их обитания; о природных явлениях; о народах Севера, их традициях.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению представлений детей об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях;
- создать условия для закрепления у детей представлений и знаний о животных Севера, климатических особенностей среды их обитания при помощи модели типа логического древа;
- способствовать развитию навыков выполнения звукового анализа слов, вычленения словесного ударения и замены гласных звуков на гласные буквы; развитию умения участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные:
-воспитывать умение принимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно и в процессе совместной деятельности со сверстниками в парах, небольшой группе, осознавая конечный результат.
Средства деятельности:
- Глобус, географическая карта;
- карточки с заданиями, схемы, модели типа логического древа;
- картинки «Животные Севера»,
- предметные картинки и 3-х, 4-х и 5-ти звуковые схемы;
- карточки для звукового анализа слова «УМКА»;
- фишки зеленого, синего и красного цвета;
- кассы букв;
- дидактическая игра «Что возьмём с собой в экспедицию»;
- мультимедийное оборудование, музыка.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, групповая; индивидуальная; парная.
Ход занятия:
Проблемная ситуация
Воспитатель: Дети, сегодня утром мне на электронную почту пришло срочное сообщение, которое я решила показать вам. Вы хотите узнать, что там? (показ по телевизору)
Воспитатель: Что же нам делать? Как мы с вами сможем помочь этому несчастному зверьку? (ответы детей) Но путешествие на Север, это очень опасное путешествие, поэтому нам нужно к нему серьёзно подготовиться. Нам нужно очень много знать о севере, о его обитателях. По пути к Северному полюсу, нам придётся доказать, что мы умные и готовы выполнить любые трудные задания. Вы готовы к таким испытаниям?
Беседа
Воспитатель: Но прежде, чем пустится в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место. Где мы это можем посмотреть? (предположения детей, после которых педагог показывает глобус)
Воспитатель: Что такое глобус? Дети: Глобус – это маленькая модель Земли. (показ на глобусе Арктики)
Арктика находится на севере земного шара в центральной части Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Почему эта местность окрашена в бело –голубой цвет? (предположения детей). Да, это цвет снега и льда. Арктика - это царство чего? Это царство холода, снега и льда.
Воспитатель: Что мы можем рассказать о климате в Арктике?
Дети: Климат очень суровый. Там есть полярная ночь и день Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь, в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Там очень холодно…
Правильно, на севере нашей страны очень холодно. Север - это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце - полярный день.
Игровая ситуация
Воспитатель: Молодцы. Дети, а как вы думаете на чём можно добраться до Арктики (ответы детей? Да я согласна с вами, что лучше нам отправиться в экспедицию сначала на самолёте, затем на вертолёте и ледоколе. Давайте сначала наметим путь, составим маршрут, что нам для этого надо (карта). Ну что приступаем к составлению маршрута. Мы летим из города Кирова до города Мурманска на самолёте. Дети, а вы знаете, что Мурманск- это северный город, который находится за северным полярным кругом. Климат там умеренный субарктический с прохладным коротким и сырым летом и достаточно холодной зимой. Ещё этот город называют воротами на северный полюс. (отмечаем на карте) Затем мы пересаживаемся на вертолёт и летим дальше, на архипелаг Новая земля, затем на остров Северная земля, а дальше на вертолёте нам не долететь, придётся пересаживаться на ледокол и отправляться на остров Земля Франца-Иосифа.
Воспитатель: Полёт будет длительный, поэтому нам нужно взять с собой в экспедицию всё необходимое
Дидактическая игра: «Что возьмём с собой». (Перечисление нужных предметов, зимней одежды.)
Все подготовились к полёту? Все оделись тепло? Тогда в путь.
Дети имитируют полёт на самолёте.
Воспитатель: А вот и Мурманск, наша первая остановка, где нас ждёт задание.
1 задание – (большой конверт) Дети нам нужно отобрать только животных Севера.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь посмотрите на наших животных и скажите, чем они отличаются от животных наших мест.
Дети, а кто же такие животные? Какие группы животных вы знаете?
А сейчас я предлагаю вам подумать и выбрать нужную схему (модель логического древа).
Дети выбирают
Воспитатель: А почему вы выбрали именно эту модель? На какие группы вы разделили животных Севера?
Воспитатель: Дети, у меня в руках картинка (пингвин, а как вы думаете его можно поселить к нашим животным (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Но нам нужно спешить, садимся в вертолёт, летим дальше.
Воспитатель: А вот и следующая станция – архипелаг Новая Земля, высаживаемся.
Смотрите здесь нас ждёт следующее задание «Подбери схему к слову» (2 конверта- предметные картинки и звуковые схемы)
Задание №2 Дети послушайте внимательно следующее задание, вам нужно подобрать к слову, картинке звуковую схему, лишние картинки отложите в сторону.
Дети делятся на 2 команды (выполняют задание одновременно, затем проверяют друг у друга)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились. Летим дальше (отмечаем на карте).
Воспитатель: Вот мы добрались до острова Северная Земля. И здесь нас ждёт задание №3 – «Расшифруй слово»– два конверта, дети делятся на 2 группы, выполняют задание.
1) Расшифруй слово по первым звукам картинок (улитка, мак, кот, арбуз);
2) Расшифруй слово по схеме (геометрические фигуры)
У м к а
Воспитатель: Что получилось у вас? (1группа- УМКА) А у вас? (2группа -УМКА)
Дети кажется мы с вами догадались, кому срочно нужна наша помощь! В помощи нуждается Умка. Скорее в путь, нам нужно спешить. Пересаживаемся на ледокол. (садятся за столы)
Воспитатель: вот мы с вами и приплыли на остров Земля Франца-Иосифа.
Последнее задание – разобрать по звукам слово Умка. (Каждый ребёнок самостоятельно выкладывает схему. Затем проверяют друг у друга (работа в парах). Проверка звукового анализа слова у доски. Проставление ударения и замена гласных звуков на буквы.
Воспитатель: Молодцы! Дети пока мы с вами выполняли последнее задание, мне на электронную почту пришло сообщение, давайте посмотрим, что там. (включается телевизор- на экране Умка в объятьях своей мамы и написаны слова благодарности детям, звучит песня).
Дети радуются, что помогли Умке.
Воспитатель: Дети, ну что же пришла пора нам возвращаться в детский сад.
Итог занятия: Где мы сегодня побывали? Кому помогли? Что больше всего понравилось?
Сюрпризный момент.
Стук в дверь - принесли посылку с Севера, от Умки и его мамы, там конфеты «Умка» для детей за их помощь.