Ахблек Шуриева
Конспект НОД «Экскурсия в лес» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Экскурсия в лес»
Цель: увидеть, как природа готовится к зиме.
Задачи:
-пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений;
-понять, в чём заключается правильное отношение к природе;
- воспитать любовь к природе.
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в лес“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Предварительная работа. Наблюдения за живой и неживой природой на прогулках, беседы и чтение Н. А. Рыжова «Не просто сказки», «Экология в картинках» В. Танасийчук, художественные произведения по программе, просмотр презентаций по теме, заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени, народные приметы осени.
Ход экскурсии.
Дети вместе с воспитателем подходят к реке. Им навстречу по дорожке идёт Хозяйка Леса.
Хоз: Здравствуйте, дети! Я Хозяйка Леса. Возле леса течёт река. Как называется река? (Кутулук). А кто живёт в реке? (рыба, лягушки, раки). Чем похожи они? Чем отличаются? Река-это их дом. Нельзя обижать реку! Что нельзя делать? (бросать в реку мусор). А что случится, если пересохнет река или отведут её в другое место? Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места и переберутся туда где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. Из-за этого лишатся пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью. К ним относятся грызуны, многие насекомые. Кроме того, того будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. Несколько позже засохнут деревья. В итоге лес перестанет существовать. Чтобы сохранить лес, дом зверей, надо беречь реку. Кто может обидеть реку? (Люди).
Дети, а какое сейчас время года? (осень)
Какие вы знаете приметы осени?
Дети: Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
Осенью паутины – на ясную погоду.
В лесу много рябины – осень будит дождливая, мало рябины – сухая.
Птицы летят высоко – к теплу, низко летят – к холодной погоде.
Пословицы, поговорки.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
Какая сегодня погода? (ясная, солнечная)
Из чего состоят облака? (из капелек воды)
Какие бывают осадки? (дождь, туман, град и т. д.)
Солнце светит осенью, но греет мало.
Как определить стороны света по солнцу?
Дети. Если встать правым боком к солнцу, то справа будет восток, слева – запад, впереди – север, сзади – юг.
Хоз. Но это верно только для утренних часов – вечером солнце указывает на запад.
А что люди делают на огороде, в полях осенью?
Дети. Убирают урожай, пашут почву.
Хоз. А сейчас я приглашаю вас в свой дом!
Что можно услышать в лесу? (шум ветра, шелест листьев, пение (голоса) птиц).
Вы умеете вести себя в лесу?
Дети называют правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя? Сейчас ребята будим заходить в лес, а вы посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал человек.
Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор и т. п. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами. Желательно не ограничиваться 2-3 примерами, которые первыми придут на ум, а глубоко разобраться в ситуации. Чем больше признаков заметят дети, тем сильнее разовьётся наблюдательность.
Хоз. Разве человек делает только плохое? Посмотрите еще раз вокруг. Что хорошего сделал здесь человек? (высаженные кусты, деревья, проложенные дорожки).
Люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими. А старайтесь быть хорошими и делать только хорошие поступки.
Воспитатель: Хозяйка леса, ты говоришь, что любишь природу, бережешь ее, а почему у тебя все умерло? Трава засохла, деревья стоят без листьев. Кругом голо.
Хоз. Я не убила, а, напротив, сохранила все растения. Давайте сначала посмотрим на траву. Как она выглядит? (засохла). А вы внимательно посмотрите на землю. На земле и сухих стеблях много семян и еще пробивается молодая травка. Много семян лежит и под деревьями. Зеленые листья все равно зимой замерзнут, потому я их высушила. Пусть опадут и укроют семена. Они не погибнут и на следующий год дадут новые растения. На опавшие листья еще ляжет снег.
Вос. А что ты будишь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.
Хоз. Я сохраню и молодые листочки. Посмотрите на веточки. Чем они отличаются от палочек? На палочке нет почек. Подойдите к тополю и посмотрите какие почки. Почки – это туго свернутые маленькие листочки. Чтобы листочки не замерзли зимой, я их завернула в одеяло – коричневые чешуйки, а края склеила клеем. Тогда даже сильный зимний ветер чешуйки не развернет.
Ребята, а какие деревья у вас на участке? А в лесу какие узнали? Посмотрите и сравните какая кора у тополя и у осины?
Ксюша расскажет стихотворение А. Гонтарь «Осень в лесу».
Вос. Что-то я птиц не слышу. Ты их тоже куда-то спрятала?
Хоз. Ребята, кто знает, куда я их спрятала? Всех ли я переправила в теплые края (ответы детей). Как вы можете помочь птицам зимой?
Ребята, я вас приглашаю пройти дальше в лес и присесть на поваленное дерево, и обсудим ситуацию «Легко ли восстановить лес?» Люди решили посадить в степи много-много деревьев. Будит ли это лесом? Степные травы приспособились жить под прямыми солнечными лучами, поэтому растительность степи в основном светолюбивая и засухоустойчивая. При появлении деревьев многие растения погибнут. А теневыносливые травы человек засеять, не способен, лесных растений много. Теперь рассмотрим животных. Очень немногие степные животные не могут жить в лесу. Даже зайцы и муравьи в лесу и степи разные. Некоторых животных может привести человек, но его деятельность – капля в море. Кого человек переселит своей волей, на первых порах будит нечем питаться и они обречены на гибель. Зато быстро будут размножаться вредные насекомые. Поскольку здесь нет лесных птиц, насекомые нанесут урон деревьям. Уничтожить лес очень легко. Воссоздать его практически не возможно.
А для чего человеку нужен лес? (ответы детей).
Лера и Саша читают стихотворение «Что мы сажаем, сажая леса?»
Игра «Что растет в родном краю» (в кругу).
Речь хозяйки леса. Очень часто человек отгораживается каменными стенами от природы и забывают о том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут леса, шумят деревья. А ведь в природе много тайн, загадок, столько всего интересного. Поэтому ребята постарайтесь, как можно больше общаться с деревьями, травами, птицами и жуками, научитесь слушать шум дождя и ветра, и природа будет для вас вторым домом.
Юля читает стихотворение Орловой «Дом под крышей голубой».
Хоз. Я смотрю вы любите природу, заботитесь о ней. Хочу раздать вам эмблемы «Юный эколог»
Эколог – это кто любит, ухаживает, помогает природе.
Давайте все хором скажем пословицу
«Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса - посади».