Екатерина Ерохина
Экскурсия по городу: «Осенний карнавал в Борисоглебске» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• расширить и активизировать знания детей о времени года осень;
• закрепить названия некоторых деревьев, выращенных в городе Борисоглебске;
• учить замечать и любоваться осенней красотой родного города;
• закрепить названия улиц города, побуждать дошкольников беречь и облагораживать город растениями;
• продолжать учить детей правилам сбора природного материала;
• подвести детей к понимаю того, что природа нашего города богата своими осенними дарами;
Публикация «Экскурсия по городу: „Осенний карнавал в Борисоглебске“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• подготовить дошкольников к фитодизайнерской деятельности;
• поощрять желание детей украшать своё жилище природными объектами;
• развивать наблюдательность, память, речь, внимание, эстетические чувства, эстетический вкус, оценку, фантазию, воображение;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе своего города.
Оборудование: корзинки, мешочки, ведерки для сбора природного материала.
Ход экскурсии.
Беседа перед экскурсией:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по улицам нашего города. Но сначала отгадайте мою загадку:
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево)
- Какие деревья вы знаете?
- Какие деревья растут на нашем участке?
- Давайте вспомним какими были деревья летом? Опишите их.
Но, ребята, посмотрите на улице похолодало, лето уже давно прошло, наступила осень. Как вы думаете, деревья изменились с наступления осени? (Да)
Хотите посмотреть, как изменились деревья в нашем городе и полюбоваться ими? (Да) Тогда собирайтесь в путешествие. Что мы с собой возьмем? Внимательные глазки возьмем? (Да) Для чего нам понадобятся внимательные глазки в походе? (Чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе нашего города, чтобы запомнить все новое и необычное). Для чего нам пригодятся внимательные ушки? Чуткий носик? (Чтобы «услышать» осень, чтобы ощутить осенний воздух, запах листвы и т. д.). С каким настроением мы отправимся в путешествие? (С хорошим, доброжелательным настроением.) Мы должны улыбнуться всему живому, поприветствовать волшебницу - осень. Готовы? Вперед!
1 остановка. Улица Юбилейная.
Ребята, мы с вами вышли из нашего детского сада, немножко прошли и сразу пришли на нашу первую остановку. Как вы думаете на какой улице мы сейчас находимся? (Юбилейная). А на какой улице находится наш детский сад? (Юбилейная). Правильно, мы с вами только что шли по улице, на которой находится наш детский сад. Вы заметили, какая она широкая и красивая?
А теперь внимательно посмотрите на деревья, посаженные вдоль дороги, и найдите здесь самые высокие деревья.
Наблюдение за пирамидальным тополем.
Это очень высокое и интересное дерево, которое раскроет вам свои секреты. Как называется это дерево? (Тополь)
Какой формы листья тополя? (треугольной)
Какого цвета? (зеленого). Листья тополя не всегда с приходом осени становятся красивыми, иногда они остаются зелеными до снега, как сейчас, но могут быть и бурого цвета. Но не в красоте листьев главная ценность тополя. Это дерево является «чемпионом» среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Поэтому в нашем городе очень часто можно встретить тополь. На каких улицах вы ещё видели тополя? (ответы детей) Правильно, трудно найти улицу в городе Борисоглебске, где бы ни росло это полезное дерево.
А теперь давайте возьмем листочек и поближе рассмотрим его. У тополиного листка ножка-черешок длинная. Потому на ветру дрожит тополиный листок. Дрожит, как будто от страха. Возьмите листок за черешок и подуйте на него – посмотрите, как он задрожит.
Эти листочки возьмите с собой, они будут началом нашего осеннего букета.
2 остановка. Кинотеатр «Победа» (ул. Бланская).
«Ребята, вот и наша вторая остановка. Кто знает, что это за здание? (кинотеатр). На какой улице он находится? (Улица Бланская).
Как вы думаете, каким деревом мы будем любоваться сейчас? Правильно, каштаном. Посмотрите, как много их растет перед кинотеатром и не заметить их нельзя. Каштаны украшают наш город и делают его красивым и уютным.
Наблюдение за каштаном.
Посмотрите внимательно на эти необыкновенно красивые, торжественные деревья.
На что похоже листья каштана? (ответы детей) А вам не кажется, что они похожи на отпечатки ладоней каких-то фантастических животных! А на веер похоже? Какие цвета у листвы каштана вы заметили? (ярко желтые, коричневые, зеленые)
Осенью кроме шуршащей листвы каштан нам дарит что-то ещё, что же это? Кто догадался? (каштановые семена)
Правильно это каштановые семена – тоже каштаны и чем ближе осень, тем чаще мы начинаем замечать в густых кронах деревьев колючие зеленые ежики плодов. И вот наступает минута, когда первый блестящий коричневый шарик с сухим стуком падает сверху к ногам. Посмотрите сколько их много среди листвы. Давайте соберем каштаны и листья для поделок.
Во время сбора природного материла, воспитатель предлагает закрыть глаза и послушать, как шуршат листья: «Слышите, как заманчиво шуршат под ногами листья, что хочется подбрасывать их вверх осенним салютом и прыгать в огромные, желтые, хрустящие кучки». Вы тоже можете немножко походить, побегать по листве:
Мы идём, шурша листвою,
И любуясь красотой,
А деревья дружным строем
Нас приветствуют с тобой.
Отдохнули немножко? А теперь нам пора продолжить наше путешествие в городской парк.
По дороге в парк дети фантазируют, какую поделку они изготовят из каштанов.
3 остановка. Городской парк культуры и отдыха (ул. Советская)
«Вот мы и пришли в городской парк культуры и отдыха. Вы здесь были раньше? А что вы здесь делали? Наверное, каждый из вас очень часто приходит сюда летом с родителями, чтобы покататься на аттракционах, погулять, отдохнуть, повеселиться. Но сейчас осень, аттракционы не работают, людей почти нет, но от этого, ни на капельки не становится парк скучнее и не интереснее, и вы в этом сейчас сами убедитесь. Пройдите по всему парку и полюбуйтесь его красотой.
Вам понравилось здесь? Что именно понравилось? Какие деревья вы здесь заметили? (ответы детей)
Воспитатель показывает лист березы: «Посмотрите ребята, я гуляла здесь сейчас и нашла этот маленький листочек. Как вы думаете, с какого он дерева? Правильно с березы. Кто быстрее найдет и добежит до березы!» Дети находят и бегут к березе.
Наблюдение за березой.
«Береза светла и радостна в любое время года, но особенно красива она осенью, в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Береза — одно из первых деревьев, которые напоминают нам о приближающейся осени еще в конце лета, когда в густой зеленой листве появляются первые золотые пряди. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.
Вот берёзки золотые
Вдоль тропиночки стоят.
Дунул ветер шаловливый,
Ой, глядите, листопад!
Какие листья у березы? (маленькие, с острым концом и с зубчиками по краям, ярко-желтого цвета)
«Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Соберите листья березы и дополните ими наш букет из листьев».
Наблюдение за рябиной.
«Посмотрите, а что это за дерево рядом с березой. (Рябина)
Рябину называют красавицей. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Какого цвета листья рябины? Осенью листья рябин приобретают изумительный багряный оттенок, проходя стадии желтого и оранжевого. Очень скоро рябины будут украшены шикарными гроздьями тяжелых блестящих ягод: алых, розовых, кремовых, желтых или коричневых. Вот такое живописное растение».
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод - для души,
Из рябины бусы очень хороши!
- Давайте дополним наши букеты листьями рябины и березы.
Сбор природного материала.
4 остановка. Сквер (улица Свободы).
Ребята, мы с ваши пришли в сквер, который находится за драмтеатром им. Чернышевского по улице Свободы.
Наблюдение за кленом.
«В этом сквере и во всем нашем городе часто встречается это дерево, к которому мы подошли, его ещё называются украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. (Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк). А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему? (ответы детей)
Ещё вчера знакомый клен
Нас восхищал своей красою.
Как строен и красив был он
Одетый золотой листвою.
Давайте соберем листья клена и рассмотрим их. Дети рассматривают, а воспитатель рассказывает: «Издали листва у дерева, кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист – какого цвета тут только нет! Зеленые полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Вот какая волшебница осень! Посмотрите, какой они интересной формы. Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Ваши собранные листья клена мы возьмем с собой. Придумайте, какую поделку можно изготовить из этих листьев? (ответы детей)».
Наблюдение за ясенем.
«Клен дружит с ясенем – любят эти деревья рядом расти. Вот и в нашем сквере они растут совсем рядом. Ну-ка кто первым найдет ясень!
Взгляните на это дерево. Оно называется ясень. Послушайте, как о нем говорят: «Дерево, у которого редкие листья, крона ясеня ажурная, легкая, и все для того, чтобы дереву доставалось больше солнца.
Какие сейчас листья у ясеня? (Листья ярко-желтые, веточка состоит из нескольких маленьких листочков).
Посмотрите внимательно, что это между листиками! Это гроздья крылаток-«носиков». Это семена. Видите, каждое из них снабжено маленьким «пропеллером», поэтому ветер уносит маленькие «вертолетики» довольно далеко от дерева завоевывать новые просторы».
Давайте поднимем голову и посмотрим вверх на это дерево, посмотрите, как ярко вспыхивают желтые листья ясеня в лучах осеннего солнца! Ярко, весело, ясно! Может, поэтому и получило дерево свое название».
Полюбуйтесь и соберите листья ясеня и семена - крылатки. И наш букет будет готов.
Сбор природного материала.
– А что можно изготовить своими руками из листьев семён ясеня? (ответы детей)
«Ребята, посмотрите, сколько много мы с вами собрали природного материала. Как щедра осень в нашем городе! Вернемся в свою группу, и я научу вас, как правильно сушить листья, сложим плоды деревьев и как только материал будет готов, мы обязательно с вами изготовим букеты, поделки, картины из всего того, что мы сегодня собрали.
Но прежде, чем отправится в детский сад мы поиграем в разведчиков, игра называется «С какого дерева листок?» Для этого каждый разведчик, получив листочек, должен угадать с какого он дерева и прибежать к нему. Так мы и проверим, кто из вас был сегодня самым внимательным.
- Спасибо, группе разведчиков, вы были очень внимательны и справились с заданием, теперь каждый листочек у своего дерева.
- А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.
Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (Ответы детей.) Раз вам хорошо, значит, и деревья вам рады, запомните это свое открытие и приходите в к деревьям всегда как к другу, помогайте им, берегите. Видите, сколько радости они вам посылают!