Татьяна Скрягина
Конспект НОД «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая
Количество детей: 8 человек
Цель: Формировать у детей представления об объектах окружающего мира (электричестве и электроприборах).
Задачи:
Образовательные:
Обогатить и уточнить представления детей о разных видах электричества и электроприборах, их пользе (ПР);
Публикация «Конспект НОД „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Установить причину возникновения статического (неопасного) электричества (ПР);
Формировать элементарные навыки исследовательской деятельности, умение организовать эксперимент, получить результаты и сделать выводы (ПР);
Формировать опыт осторожного, безопасного и правильного обращения с электричеством и электроприборами (СКР);
Развивать ретроспективный взгляд на электроприборы;
Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения (РР)
Развивающие:
Развивать исследовательскую и познавательную активность детей (ПР);
Развивать логическое мышление (ПР).
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества детей (желание прийти на помощь) (СКР)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; социально-коммуникативное; речевое развитие, познавательное развитие.
Материалы и оборудование к занятию:
Проектор; видео-письмо от Фиксиков, фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы»;
оборудование для экспериментальной деятельности: расчески, конфетти, воздушные шары, бумажные бабочки, пластмассовые трубочки, кусочки шерстяной ткани; парные карточки для дидак. игры «Что было, что есть», сюрпризная коробка; электрочайник; кондитерские изделия для чаепития.
Ход НОД.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети находятся в группе, к ним заходит воспитатель. В руках у воспитателя подарочный пакет с (конфетами и печеньем, необычными очками).
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята меня зовут Юлия Вячеславовна. К вам в группу не заглядывали Фиксики? Они очень часто бывают в вашей группе. Вы их не видели? Они очень маленькие и часто прячутся в розетках и электроприборах. Они мне очень много про вас рассказывали. Фиксики сказали, что дети в вашей группе очень дружные, умные, гостеприимные. Это правда?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне очень захотелось с вами познакомиться и подружиться, и я решила прийти к вам в гости. Но, как правило, в гости с пустыми руками не красиво приходить. И я решила, что наша встреча будет интересной, если мы с вами пообщаемся за чашечкой чая. Я очень хочу пить, вы не против, если я сейчас себе заварю чай?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: А есть ли в вашей группе чайник?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте будем пить чай.
Воспитатель наливает из чайника холодную воду и кладет чайный пакетик не заваривается. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что пакетик с чаем не заваривается.)
Воспитатель: Ребята, вы не можете мне подсказать, почему у меня чай не заваривается?
Высказывания детей: вода холодная
Дети высказывают свое мнение, что воду в чайнике нужно согреть, а для этого нужно включить чайник. Воспитатель включает кнопку чайника, но чайник не работает и снова обращает внимание детей на то, что вода не греется, что делать?
Высказывание детей: нужно включить в розетку.
Воспитатель включает электрический чайник в розетку. (Удлинитель, не включая к главному источнику питания тока, дети этого не видят, чайник снова не работает).
Воспитатель: А как вы думаете. А кто нам может помочь и рассказать, почему не работает чайник?
Ответы детей: Спросить у Фиксиков, посмотреть по телевизору, в интернете, спросить у взрослых.
Воспитатель: Я знаю одну очень умную и мудрую сову, которая многое знает, хотите спросить у нее? Может тетушка Сова сможет нам помочь.
Просмотр мультфильма из цикла «Уроки осторожности с тетушкой Совой»
БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
Воспитатель: Ребята, вы просмотрели мультфильм, вам он понравился?
Ответы детей: Да.
- О чем этот мультфильм?
Ответы детей: Об электричестве
Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил. (Закрепление правил).
А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: А в вашей группе есть электричество?
Ответы детей: Да
Воспитатель: А где оно живет?
Ответы детей: розетки, выключатели, лампочки и т. д.
Воспитатель: А как вы думаете, раньше было электричество?
Воспитатель: Нет, много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. На сегодняшний день электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Расскажите, какую работу выполняют электроприборы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, одни электроприборы стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т. д. Электроприборы сберегают наше время и силы.
Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО».
Воспитатель: Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару :
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Чем отличаются электроприборы, которыми взрослые пользуются сейчас, от тех, которыми пользовались раньше?
Ответы детей:
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
Звонок на мобильный.
Воспитатель: Здравствуйте…Да….Посылку….Хорошо, сейчас откроем… Спасибо.
Воспитатель спешит к двери, там ему передают посылку.
Воспитатель обращает внимание детей на посылку. (Посылка оформлена эмблемой Фиксиков).
Воспитатель: Интересно, от кого эта посылка?
Ответы детей: От Фиксиков
Воспитатель:Ну что же это за Фиксики? (Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.)
Воспитатель: Хотите посмотреть, что в посылке?
Ответы детей: Да
Воспитатель:Тогда скорее присаживайтесь на стульчики. Дети садятся на стульчики, воспитатель открывает посылку и достает флэшку.
- Сейчас посмотрим, что же там такое! (Воспитатель подходит к нетбуку и включает видео-письмо).
«Привет, ребята! Мы Симка и Нолик, вы знаете нас? Мы часто бываем в вашем детском саду и чиним различные электрические приборы.
Вчера мы тоже были в вашем саду и очень долго играли. Мы так увлеклись вашими игрушками, чуть не опоздали домой, потому что в вашей группе перестали идти часы. Мы очень торопились, по-этому не успели их отремонтировать. Но вы можете отремонтировать часы сами, это совсем нетрудно. И мы сейчас вас этому научим. Наверное, у вас села батарейка в часах, то есть в маленькой батарейке закончилось электричество. Нужно взять новую батарейку и правильно вставить в часы. Вставлять надо так. На батарейках есть такие значки: плюс и минус. Правильно нужно вставить так: плюс к плюсу, минус к минусу. Запомните это. Когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время»
(Воспитатель предлагает поставить батарейки в часы. Сначала воспитатель вставляет батарейки неправильно. Обращается за помощью к детям просит, чтобы они повторили указания Фиксиков, о том, как нужно правильно вставить батарейки. После правильной постановки батареек часы начинают идти).
Воспитатель вновь обращается к видео - письму: «Ребята, а еще мы приготовили для вас сюрприз. У вас в группе стоят столы. Это наших рук дело. Хотите поиграть с нами? Мы научим вас ловить неопасное электричество. Да-да, мы не ошиблись. Такое как в батарейке. Электричество бывает опасное, с которым нельзя играть, а еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаем вам превратиться в волшебников.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.
Если вам понравится играть и находить неопасное электричество, то будем рады получить от вас письма, о ваших достижениях и экспериментах. Пока, пока.
Воспитатель: Ребята, подходите ко мне. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.
Воспитатель: Повторите за мной слова. Раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. Повернитесь вокруг себя 3 раза и превратитесь в волшебников.
Воспитатель показывает опыт с бабочками. Предлагает детям тоже провести этот опыт.
ОПЫТ 1. «Летающие бабочки»
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
Как же заставить бабочек притянуться к палочке?
Предположения детей.
Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Воспитатель: Как вы думаете, почему из вашей одежды летели искры?
Вывод: Электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 2.
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?
Предположения детей.
Воспитатель: Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?
Ответы детей.
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.
Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?
Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.
ОПЫТ 3.
Воспитатель: Посмотрите, на стене висит шарик. Как же он туда залез?
(На основании проведенных опытов, дети делают вывод, что на шарике тоже есть неопасное электричество)
Воспитатель: На полу лежат разноцветные шарики. Вы хотите, чтобы ваши шарики тоже повисели на стене?
Дети пытаются повесить шарики на стену. Дети выполняют опыт самостоятельно, а воспитатель только дает подсказку затрудняющимся детям. (Почему этот шарик висит, а твой шарик падает? Надо шарик потереть шарик о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали)
Воспитатель: Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Воспитатель: Где же живет неопасное электричество?
Дети: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Воспитатель: А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
Воспитатель: Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно: раз, два. Три, четыре. Пять возвращаемся назад.
Наверно наш чайник уже закипел, пора пить чай.
Ой, а почему же наш чай совсем не горячий? (Воспитатель обращает внимание на чайник и подводит к тому. Что нужно все проверить, дети вместе с воспитателем находят, что удлинитель неподключен к основному источнику питания-розетке, и вместе с педагогом включают).
Теперь точно чай закипит и будем пить все вместе чай.
ИТОГ - РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, вам понравилось быть волшебниками?
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось быть вместе с вами в стране волшебных предметов. Когда-то один очень изобретательный волшебник изобрел удивительные, волшебные очки, сквозь которые можно было увидеть только самое хорошее, интересное, незабываемое. Я предлагаю вам одеть эти волшебные очки и поделиться своими впечатлениями.
Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем вы можете рассказать своим друзьям и родителям, написать Фиксикам?
Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, они помогли нам их починить. Давайте посмотрим, что еще нам прислали Фиксики. Ой, смотрите, это конфеты. А мы совсем забыли про наш вскипяченный чайник-пора пить чай.