Ирина Горностаева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вот такое разное электричество!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему : «Вот такое разное электричество!» для детей подготовительной группы.
МАДОУ детский сад №36 г. Тюмень 2018г.
Воспитатель: Горностаева И. В.
Цель: формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;
- познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Вот такое разное электричество!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Материалы, используемые в ходе беседы:
- проектор;
- ноутбук;
- экран;
- презентация PowerPoint;
- письмо;
- песня для физкультминутки.
Ход РАБОТЫ:
В. : Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
«Зима»
В город наш пришла зима
И сугробов намела!
Здравствуй, зимушка-зима,
Долго ждали мы тебя!
Белый город стал белей,
А ребята веселей!
.«Приветствие»
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Снегу я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Звук электронной почты
В: Ребята, слышали звук? Как вы думаете, что это за звук? Так обычно электронное письмо приходит с таким звуком. Давайте посмотрим от кого же оно?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дим Димыч (слайд 1)
В: Узнали?
Верно, это Дим Димыч. Все знают, кто такой Дим Димыч? Давайте прочитаем письмо.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд2, Слайд 3
«Привет, ребята! Совсем скоро Новый год, я решил украсить комнату и нарядить елку – повесил на нее игрушки и гирлянду. Но как только я включил гирлянду, то она начала искриться и трещать и пропало электричество во всем доме. Моих помощников фиксиков нет рядом, они сейчас на занятии у профессора Чудакова, а мне так хочется, чтобы ёлка светилась. Ребята, поможете мне?»
Ребята, поможем Дим Димычу?
Воспитатель: Как вы думаете, электрический ток очень опасен?
(Дети выдвигают гипотезы, что могло произойти).
- Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО НЕЛЬЗЯ
Внимательно посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, о чем они говорят и возможно отправим их Дим Димычу.
- НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.
- НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
- НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока.
- НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. д.
- НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
- НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Это так же может привести к пожару.
- НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
- Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
- Мы с вами уже много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей).
Как вы думаете, можно ли было Дим Димычу включать гирлянду самому? Почему?
-А вам интересно узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Есть специальное предприятие, на котором человек получает электрический ток, тот самый, который греет нам пищу на плите, дает светить лампочкам, включает телевизор и заряжает телефон, это предприятие называется – электростанция. Представить себе жизнь современного человека без электричества невозможно, а потому роль электростанций очень велика.
Электростанции бывают самыми разными.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
1 слайд -Чаще всего электростанции используют движение воды - гидроэлектростанции. Гидро – означает - вода
2 слайд –Либо теплоту сгорания топлива (газ, уголь, мазут,
3 слайд - Самыми мощными оказываются атомные электростанции, вырабатывающие очень дешевую электроэнергию в больших количествах, но способные нанести вред природе.
4 слайд - Простейшая электростанция, которую многие сейчас устанавливают на дачах - это электростанция на солнечных батареях, которая перерабатывает солнечный свет в электрический ток.
5 слайд – В мире существуют еще электростанции, где энергию получают используя силу ветра.
6 слайд - Электричество подаётся в специальные подстанции, а от них ток по проводам или по кабелю под землей бежит дальше.
Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она изменяет сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. Эти домики из кирпича, бетона или металла ничем не примечательны, но тоже представляют опасность.
9 слайд - Дальше электрический ток идет в дома. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности!
10 слайд - Вот только потом электричество попадет в наши дома и квартиры.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами повторим, откуда поступает электричество к нам в дома?
Дети: С электростанции.
Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома?
Дети: По проводам.
Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?
Дети: В розетках, электрощитах.
Ребята, кажется фиксики выходят к нам на связь. Они хотят с нами потанцевать. Потанцуем?
Физминутка «Помогатор»
-Итак, мы узнали, что электричество очень опасно. А вы знали, что электричество есть и не опасное и ним можно даже и поиграть?
-Мы с вами сейчас отправимся в лабораторию к профессору Чудакову и в этом убедимся.
(отправляются)
Воспитатель: Проходите, садитесь за столы. Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию?
Дети: Мы становимся учеными.
Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Давайте, мы их повторим.
Давайте, мы с вами вспомним, для чего мы пришли в лабораторию?
Верно, чтобы поиграть с неопасным электричеством.
Опыт №1
-У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.
- Возьмите расческу и поднесите ее к волосам.
- Что происходит с волосами? (Ничего)
- А теперь хорошо причешитесь расческой.
- Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).
Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?
(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗЫ.)
Воспитатель: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество, живет повсюду. (При объяснении воспитатель выкладывает схему.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему у вас волосы торчат в разные стороны?
Дети: В волосах образовалось статическое электричество.
Воспитатель: А как оно там образовалось?
Дети : Он причесал, т. е. потер расческой о волосы.
Воспитатель: Как же мы можем избавиться от статического электричества?
(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗУ)
Воспитатель: Я вам немного помогу. Я расскажу вам сказку о двух друзьях воздушных шарах, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила, злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и подлизываясь к ним потирала их круглые бока заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга. Но Фее капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, и шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.
(Во время рассказа сказки воспитателем проводится опыт №2 с двумя шарами на стойках)
Воспитатель: Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?
Дети: Терлась об их круглые бока.
Воспитатель: Чем заряжала шарики тряпочка когда терлась, о их круглые бока?
Дети: Статическим электричеством.
Воспитатель: Что происходило с шариками, когда она заряжала их статическим электричеством?
Дети: Они отталкивались друг от друга.
Воспитатель: Кто помог шарикам помериться?
Дети: Фея Капелька.
Воспитатель : Что Фея капелька сделала?
Дети : Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.
Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?
Дети: Они померились.
Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь нам прогнать статическое электричество в волосах?
Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.
Опыт№3 Перед вами лежат снежинки
-Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к снежинкам. Что вы видите? Ничего.
-А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите шерстяную ткань и натрите палочку. Медленно поднесите ее к снежинкам и потихоньку поднимите. Что случилось?
- Почему?
-Когда мы потерли палочки шерстяной тканью, они приобрели отрицательный заряд. Потом мы поднесли палочки кснежинкам, они начали притягиваться к палочкам. Это электричество называется статическим.
Вывод: Электричество живет, в одежде.
Воспитатель: Наше время пребывания в Лаборатории профессора Чудакова заканчивается. Приведите в порядок свои рабочие места. Нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: Вот мы и дома.
Давайте мы с вами вспомним, что мы сегодня нового узнали?
И помогли Дим Димычу понять, почему нельзя пользоваться одному элекрическими приборами.
Дети: Статическое
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями.