Виктория Каргина
Конспект НОД «Водные ресурсы Земли» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений
Задачи: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов : родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды.
Темочки:
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Морские обитатели, подводный мир
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими растениями и животными. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеек».
Материал и оборудование. Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага формата А2 (лист ватмана); картинки с изображением морских и речных обитателей (вырезанные из журналов и газет, ножницы, клей.
Ход НОД
Воспитатель:- Ребята послушайте загадку
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Дети: вода
Воспитатель:- Что вы знаете о воде?
Дети: у неё нет запаха, вкуса, она бесцветна.
Воспитатель: -Послушайте стихотворение которое написала Н. Рыжова.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: - Загадаю вам еще загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Он показывает страны,
Горы, реки, океаны
Дети: глобус
Рассматриваем с детьми глобус — модель Земли. Рассказываю: «Из космоса наша планета видится голубой. Почему?
Дети: - на Земле много воды
Воспитатель:- Какая часть планеты покрыта водой?
Дети: большая часть покрыта водой
Воспитатель:- Как изображена на глобусе вода?
Дети: воду изобразили голубым цветом
Воспитатель:- Тоненькие линии — это реки, небольшие синие пятнышки — озера, большие — моря и океаны. Жизнь есть только там, где есть вода! Вот как велико значение воды.
Воспитатель:- предлагаю вам совершить удивительное путешествие в мир воды и узнать много интересного.
Наше путешествие начинается! Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Дети: - ручеёк
Остановка 1. «Ручей» (слайды (картинки) с изображением речьев).
Беседуем о значении ручьев в жизни человека и животных. Ребята ручеек начинается из родника. Воспитатель:- «А вы знаете, откуда берет свое начало родник?
Дети: нет.
Воспитатель:- Он бьет из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная, ее можно пить».
Давайте с вами разомнемся и поиграем в игру «Ручеёк»
Встаём друг за другом парами, берёмся за руки и держим их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее проходит игра, особенно под музыку.
Воспитатель: - ребята послушайте еще одну загадку загадку:
Течет-течет — не вытечет, бежит-бежит — не выбежит.
Дети: Река.
Остановка 2. «Река» (слайды (картинки) с изображением речных пейзажей).
Воспитатель:- давайте вспомним слова из детской песни «С голубого ручейка начинается река». Беседуем о значении рек в жизни человека и животных.
Воспитатель:- Ребята скажите названия, каких рек вы знаете?
Дети: река Дон,Маныч, Егорлык
Воспитатель:- А какие реки протекают в нашем поселке и районе?»
Дети: реки Маныч и Чапрак
Воспитатель:- давайте немножко передохнем поиграем в дидактическую игру «Кто живет в реке?».
Дети: - да
Воспитатель: - показывает картинку с изображением речных обитателей и задает вопросы: «Кто это? Назовите характерные особенности внешнего вида (жабры, плавники, чешуя и т. д.)». За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Воспитатель: - Слушайте внимательно загадку:
Кругом вода,
А с питьем беда
Дети: Море
Остановка 3. «Море» (слайды (картинки) с изображением морских пейзажей).
Воспитатель:- Ребята как вы думаете «Чем отличается река от моря?»
Дети: Море большое а река маленькая
Воспитатель:- Если у реки есть возможно увидеть берега, то у моря можно увидеть лишь одну береговую линию. Ведь моря занимают больше места, чем реки. У некоторых морей береговые линии отсутствуют.
Воспитатель:- Скажите названия каких морей вы знаете?
Дети: - чёрное, красное
Воспитатель: - Скажите что больше: океан или море?
Дети: океан
Воспитатель:- Правильно по определению, океан больше. Самое маленькое из них, Северный Ледовитый океан, имеет площадь 14,75 миллиона квадратных километров, а самое большое море, Аравийское, занимает 3,8 миллиона квадратных километров. Океаны граничат с континентами. Моря отличаются меньшей площадью поверхности
Воспитатель:- расскажите свои впечатления о море (если дети были на море).
(Ответы детей)
Воспитатель:- давайте поиграем в игру «Море волнуется раз!».
Дети: да
Выбираем водящего. Он отворачивается и громко говорит:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!
В этот момент каждый игрок должен замереть в позе, изображающей животное, которое он задумал. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, рассматривает получившиеся фигуры. Выбирает понравившиеся, дотрагивается до них — и дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Зрители стараются отгадать их. Ведущим назначается тот, кто показал самую интересную фигуру.
Воспитатель:- Земля с ее природными ресурсами дает нам все, что нужно для выращивания продовольствия и для здорового образа жизни. Среди этих ресурсов – земля, вода, животные и растения. Выращивать продовольствие невозможно без воды и почвы, и если вода загрязнена, а почва лишена всех своих питательных минеральных веществ, делающих ее плодородной, вырастить достаточно полезного и полноценного продовольствия будет значительно труднее. Если мы хотим быть в состоянии продолжать выращивать достаточно безопасного и питательного продовольствия для всех на планете, мы должны беречь наши природные ресурсы.
Много нового узнал,
Ты водою дорожи,
И с водою ты дружи,
Чтоб чудесная вода
В дом твой радость принесла.
Воспитатель:- Ребята теперь я вам предлагаю сделать коллективную аппликацию морские обитатели, ведь это тоже водные ресурсы Земли. Вы согласны?
Дети: да!
Воспитатель:- Тогда присаживаемся за столы и начинаем работать.
Рефлексия: Что нового мы сегодня узнали? Чей рассказ о море тебе понравился и почему?
Первым отгадал загадку о воде Марина, о ручейках Алла и Алина, о море Ярослав. Всех речных обитателей правильно назвали Даша, Вика и Марина. Какая замечательная коллективная работа получилась. Молодцы!