Лемешко Елена Николаевна
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Домашние птицы. День рождения цыпленка Цыпы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Логопед: Лемешко Е. Н.
Тема: «Домашние птицы. День рождения цыпленка Цыпы»
Программные задачи: уточнить названия домашних птиц и их птенцов, закрепить знания о частях тела домашних птиц; развивать общую и мелкую моторику, развивать внимание, память, мыслительные операции.
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе „Домашние птицы, День рождения цыпленка Цыпы“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Цыпленок, цыплята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Пополнение словаря – названия птиц и их птенцов, названия частей тела птиц; домашний, петушиный, куриный, индюшиный, утиный, цыплячий, гусиный, птичий; склевывать, вытягивать, пить, переходить, подходить, выходить, отходить, наливать, выливать, переливать, поливать; важно, аккуратно, весело.
Лексико-грамматические категории – упражнять в образовании и употреблении существительных – названий птенцов домашних птиц с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, ят в единственном и множественном числе; упражнять в образовании притяжательных прилагательных; упражнять в образовании и употреблении глаголов прошедшего времени в единственном числе; упражнять в образовании и употреблении категории Т. п. существительных в единственном числе без предлога; упражнять в образовании и употреблении приставочных глаголов; упражнять в согласовании существительных с числительными;
Развитие связной речи – закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением; упражнять в составлении предложений по картинке; упражнять в договаривании предложения, начатого логопедом;
Формирование звукопроизношения – развивать фонематический слух; упражнять в четком произношении звонких согласных.
Оборудование: игрушка цыпленок Цыпа; шапочки домашних птиц по количеству детей; картинки с изображением частей тела домашних птиц; картинки серии «Трудолюбивый утенок» для образования приставочных глаголов; карточки с разным количеством птенцов «Найди и посчитай»; дидактическая игра ««Собери семью»; тарелочки со смесью зерен на каждого ребенка; пустые тарелочки на каждого ребенка; магнитофонная запись пищания цыплят, фрагмент произведения «Танец маленьких утят».
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам придет гость. Вот уже слышен его голос.
Звучит запись пищания цыплят.
- Дети, чей голос вы слышите? (Голоса цыплят. Они пищат).
Появляется цыпленок (игрушка).
2. Сообщение темы, цели:
- Здравствуйте, ребята. Я цыпленок Цыпа. У меня сегодня день рождения и я жду гостей. Ко мне придут домашние птицы.
- А домашними птицами будете сегодня вы. Подойдите к столу. Саша, ты какой птицей будешь? (Я буду курицей). А ты, Кирилл, какой птицей будешь? (Я буду петухом).
Дети выбирают себе роли домашних птиц, надевают соответствующие шапочки.
3. Формирование лексико-грамматических категорий:
- Цыпа приглашает вас за стол. Но будьте внимательны: садитесь только на тот стул, на котором лежит изображение части тела вашей птицы.
Дети садятся на стулья, берут в руки картинку, изображающую часть тела той птицы, роль которой они исполняют.
- Даня, что у тебя. (У меня крыло). Чье это крыло? (Это индюшиное крыло).
Аналогично логопед задает вопросы остальным детям.
Цыпа: «Я приготовил вам угощение. Но когда нес, то рассыпал его и все зерна перемешались. Я знаю, что вы любите фасоль. Выберите себе на тарелочку только фасолины».
Дети выбирают фасоль из смеси семян, берут фасолины большим и указательным пальцами.
- Стали птицы зерна с тарелки…что делать? (Склевывать). Покажите, как птицы клюют зерна.
Выполняются упражнения для жевательно-артикуляционных мышц «Птицы клюют зернышки»: вытянуть губы вперед узкой «трубочкой», смыкать и размыкать губы.
- А потом водичкой запивали. Покажите, как.
Выполняется упражнение для мышц шеи «Птицы пьют водичку»: опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.
- Наелись птицы и напились и стали истории рассказывать. Взрослые птицы вспоминали, как они были маленькими птенцами. Курица сказала: «Я была цыпленком».
Д/игра «Кто кем был?»: логопед начинает предложение, бросает мяч ребенку, а ребенок заканчивает предложение, повторяет его полностью и возвращает мяч логопеду.
- Курица была…
- Гусь был…
- Индюк был…
- Селезень был…
- Утка была…
- Петух был…
- Цыпленок был…
- Устали гости сидеть и решили потанцевать. Выходите на ковер.
Физминутка: «Танец маленьких утят», дети танцуют.
- Утята умеют не только танцевать, но помогать своей маме (утке). Утка принесла фотографии своих птенцов, расскажите, что же они умеют делать.
Логопед раздает детям картинки для образования приставочных глаголов. Дети составляют предложения по картинкам.
- Что делает утенок? – Утенок переходит через дорогу.
- Утенок подходит к киоску.
- Утенок отходит от киоска.
- Утенок наливает воду.
- Утенок переливает воду.
- Утенок поливает цветы.
- Утенок выливает воду.
- Утенок выходит из дома.
- Что-то заскучали наши гости. Тут курица вспомнила веселую историю о своих цыплятах. Поможем ее рассказать.
Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Есть у мамы курицы дети показывают 5 пальцев
Пять маленьких цыплят -
Желтых, пушистых, веселых ребят. сжимают кулачки, выполняют круговые движения
Первый цыпленок лапкой гребет, имитируют движения пальцами рук "гребут"
Второй вместе с мамой зерна клюет, пальцы прав. руки в щепотке, «клюют» ладонь левой
Третий цыпленок играет с жуком, указ. палец прав. руки рисует круги на дадони левой
Четвертый нашел червяка под листом, ладонь руки вытянута, под ней "шевелится червяк" указательный палец второй руки
Пятый цыпленок бежит помогать пальцы правой руки «бегут» по левой
«Ку-ка-ре-ку!» папе кричать. ладони соединены основаниями, сложены,
открывать и закрывать «клюв»
- Когда птицы спешили на день рождения к цыпленку, то их птенцы отстали от родителей и заблудились. Скорей же отправляйтесь на поиски своих птенцов. Будьте внимательны: часть птенцов может быть в одном месте, а часть – в другом.
Д/игра «Найди и посчитай». Дети расходятся по группе, находят картинки с изображением разного количества птенцов, подсчитывают их общее количество. Логопед спрашивает: «Сколько у тебя цыплят». Ребенок: «У меня один цыпленок и пять цыплят. Всего шесть цыплят».
- Стали гости расходиться по домам. Поможем им вернуться в свои домики.
Д/игра «Собери семью»: на доске укреплены домики домашних птиц с тремя окошками. Дети должны собрать в домик всю семью и проверить, все ли пришли домой – назвать всех членов семьи.
4. Итог:
- У кого мы сегодня побывали на дне рождения? Понравилось ли вам в гостях у Цыпы? Что вам понравилось больше всего?
Цыпа благодарит детей за помощь.
Оценка деятельности детей.