БОБЫЛЕВА НАТАЛЬЯ
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с народными куклам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: введение в новое знание.
Программные задачи:
Образовательные:
-Вызвать у детей интерес к народной культуре, к народной кукле как виду народного творчества.
Развивающие:
-Развивать умение выдвигать предположения, умение самостоятельно находить пути решения задачи.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство с народными куклам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-Воспитывать благоприятные, эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
Предшествующая работа: экскурсия в музей «Казачья горница», чтение русской народной сказки Василиса прекрасная.
Оборудование: мультимедийная презентация «В музее», аудиозапись народной кубанской песни, образцы народных кукол, лоскуты х/б ткани различных размеров и расцветок, шерстяные нитки, «черный ящик», кукла.
Ход образовательной деятельности.
Звучит аудиозапись народной кубанской песни, на экране демонстрируются слайды презентации. Дети вместе с воспитателем вспоминают экскурсию в музей, делятся впечатлениями, рассказывают о понравившихся экспонатах. Воспитатель напоминает детям о том, что один вопрос остался без ответа.
Воспитатель: Вы задали мне вопрос: «Какие игрушки были в старину»? Но в музее не было ни одной старинной игрушки. Вас ещё интересует это? Вы хотите узнать?
Воспитатель. Вносит «черный ящик», просит детей отгадать, что в нем. Проводит дидактическую игру «Да-нет».
Воспитатель. Достаёт из ящика куклу. Спрашивает: «Зачем нужны куклы?»
Дети. Высказывают свои мнения, суждения.
Воспитатель обобщает высказывания детей. Куклы нужны для игр, для театрализованной деятельности, чтобы научиться шить и т. д.
Воспитатель. А вот в давние времена у наших предков тоже было много кукол, но они не были похожи на современных кукол. Часто их передавали из поколения в поколение, помещали в избах на самом видном месте, бережно хранили. А вы хотите узнать, почему и для чего это было нужно? А как мы можем узнать? Что нужно сделать, если что-то не знаешь, а хочешь узнать.
Дети. Высказывают свои предположения. Можно спросить у того, кто знает, можно прочитать в книжке.
Воспитатель. Если вы согласны, то предлагаю отправиться в мини-музей народной куклы. Но наш музей не совсем обычный, в нём все экспонаты можно не только рассматривать, но их можно потрогать, ими можно поиграть.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором выставлены образцы обрядовых народных кукол. Воспитатель рассказывает о куклах Кубышка-травница и Вишенка. Сообщает, что такие куклы были во многих казачьих семьях. Эти куклы называются обрядовыми, изготавливались по каким-то событиям, для каких-то особых случаев. Люди верили, что эти куклы принесут удачу, счастье.
Затем переходят и рассматривают обереговых кукол. Воспитатель рассказывает о кубанской кукле Ангел. Таких ангелов часто давали казакам, отправлявшимся на войну, так как верили, что они уберегут казака от гибели на поле боя.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы: «Чем похожи между собой эти куклы, не смотря на то, что они такие разные?», «Скажите, чем они отличаются от современных кукол?».
Дети. Сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы.
Воспитатель. Хвалит детей, выслушивает все ответы. После чего приходят к выводу, что все куклы безликие, сделаны из ткани, которую скручивали, перетягивали нитками, но не сшивали. Рассказывает, почему кукол мастерили без лица.
Дети. Рассматривают игровых кукол, находящихся на третьем столе, рассказывают, из какого материала они сделаны.
Воспитатель. Вот такие куклы называются игровыми. Их делали из подручных материалов. Уже в возрасте 5-6 лет детей учили самостоятельно мастерить игрушки. Интересно, а вы смогли бы сделать таких кукол? Попробуем? Я предлагаю вам сделать куколок из кукурузных кочерыжек. Именно такими куклами играли маленькие казачки. Чтобы ваши куколки получились красивыми, нужно определить, какие материалы необходимы для работы, последовательность действий. Если дети испытывают затруднения, то воспитатель задаё т наводящие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы обыкновенная кочерыжка превратилась в куклу красавицу?»
Дети. Догадываются, что кочерыжку нужно одеть. Вспоминают порядок одевания.
Воспитатель. Вы можете выбрать любые лоскуты, любые нитки. Самое главное, чтобы вы мастерили своих кукол с хорошим, добрым настроением, чтобы работа вам понравилась.
После окончания работы рассмотреть готовых кукол. Похвалить детей.
Итог занятия. Восстановить в памяти детей то, что они делали, что узнали нового, создать ситуацию успеха.
Воспитатель. Задаё т вопросы: «Где вы сегодня побывали?», «Что вы сможете рассказать своим родителям?», «Что вам понравилось больше всего?».