Марина Клейменова
Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными традициями «Посиделки в доме тетушки Ариши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с традицией зимних посиделок.
Задачи: 1. Познакомить с историей и традициями русского народа.
2. Научить понимать обряды и обычаи.
3. Расширение кругозора и эрудиции обучающихся, за счет
обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
4. Воспитать интерес к истории своего народа и своего края.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными традициями „Посиделки в доме тетушки Ариши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
5. Воспитать интерес и уважение к труду.
Оборудование:
Занятие проводится в комнате с русской печкой (макет или нарисованная, предварительно оформленное групповое помещение или др., лавки, ухват, горшки, веник, (возможно макет или иллюстрации, вышитые и вязанные салфетки,полотенца, вязанные и тканные ковры, вязанные вещи, лапти, ложки, корзинки и пр., самовар, стол, скатерть, аудиопроигрыватель.
Ход занятия:
По русскую народную музыку выходит тетушка Ариша (воспитатель) :
Светит, светит месяц
Высоко не низко,
Где же гости дорогие,
Далеко ли, близко.
Красны девицы, да добры молодцы,
Поскорее наряжайтесь
Да к нам на посиделки собирайтесь.
Входят дети. Их вместе с тетей Аришей приветствует девочка Маша.
Маша: Хорошему гостю и хозяин рад!
Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Т. Ариша : Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Каравай мы вас подносим,
Поклонясь отведать просим.
Дети приглашаются в избу и рассаживаются. Тетушка Ариша начинает свой рассказ о традиции посиделок.
В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки и потешки. Но не только увеселением занимался народ в эти дни. Долгими зимними вечерами люди очень много работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Т. Ариша : А я вам предлагаю осмотреть мою избу и найти те вещи, которые могли бы быть изготовлены во время таких посиделок. Дети находят предметы и указывают способ изготовления. (полотенце- вышитое, коврик- вязанный, лапти-плетенные).
Т. Ариша : Молодцы ребята! Издавна на Руси народ славился своим трудолюбием, об этом и говорят русские пословицы, давайте их вспомним, а я вам помогу. Тетушка начинает, а дети должны продолжить пословицу, потом им предлагается на выбор объяснить одну из пословиц.
Без труда - не выудишь и рыбку из пруда;
Хочешь есть калачи -не сиди на печи;
Скучен день до вечера- коли делать нечего;
Рабочие руки - не знают скуки;
Разговорами каши не сваришь;
Сделал дело - гуляй смело.
Т. Ариша : Молодцы ребята, молодцы девчата! А наши посиделки продолжаются.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла».
Т. Ариша : Делу- время, потехе- час. Давайте посмотрим, чем же занята наша молодая хозяюшка Машенька. А машенька варит кашу в русской печи. Ребята, самое главное в русской избе- это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Не зря говорили наши предки: «Печь нам -мать родная».Почему, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
Т. Ариша : Все верно. Русская печь отапливала жилье,в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас и кисель, сушили продукты и одежду, даже спали и мылись.
Маша достает из печи чугунок с кашей, открывает.
Маша: Ребята, а тут совсем и не каша!
Т. Ариша : Да это же загадки! Давайте мы их разгадаем.
Маша по одной достает из чугунка загадки, а тетя Ариша загадывает.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча,
Накормишь - живет,
Напоишь — умрет. (Печь.)
Бычок рогатв руках зажат.
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Кривая сробачка в печь глядит. (Кочерга.)
Стоит толстячок, блестит бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)
Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает. (Веник.)
Недолго жил
Многих кормил;
Упал – пропал,
Никто костей не собрал. (Горшок.)
Т. Ариша : Молодцы, все загадки отгадали. А кто может показать как пользоваться этими предметами.
Дети называют предметы и показывают как использовались
Т. Ариша : Молодцы ребята! Устали? Предлагаю вам немного отдохнуть.
Проводится физминутка.
Вот мы руки развели, словно удивились
И друг другу до земли в пояс поклонились,
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже поклонись и друг другу улыбнись.
Ну какие же традиционные русские посиделки без чаепития?
Тётушка Ариша и Маша вносят пирог и угощения:
Т. Ариша : За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.