Ольга Богданова
Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»
▼ Скачать + Заказать документы
открытое итоговое занятие
по изобразительной деятельности
Цели: воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным; обобщать имеющиеся знания о народных промыслах России; приобщать к народным промыслам через собственные работы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами „Мастерами славится земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование: изделия и картинки народных промыслов (филимоновские, городецкие, дымковские); заготовки для росписи дымковских игрушек; 4 кокошника для исполнения частушек; свистульки, деревянные ложки, трещотка для музыкального оркестра; кисти, краски, баночки для воды, подставки для кисточки, промокашки для кисточек по количеству детей.
Предварительная работа: беседа о народных промыслах, лепка игрушек, расписывание силуэтов, разучивание стихов, частушек.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Ведущий: Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в зале. Сегодня здесь открывается выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки». Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы! «Сделай дело – гуляй смело». А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли вы мне помочь представить экспонаты нашей выставки?
1 часть – Филимоновская игрушка.
Попробуйте угадать, о каких игрушках я говорю!
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
Дети: Это филимоновские игрушки.
Дети подходят к столу, на котором выставлены филимоновские игрушки.
Ведущие: Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли как будто тоже из сказки. У всех животных сильно вытянута шея - так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры. Их мастерят в деревне Филимоново и поэтому называют филимоновскими. Как вы думаете, почему их так любят взрослые, и дети?
Дети: Игрушки красивые, красочные, дети любили в них играть. В эти игрушки можно было посвистеть, потому, что они игрушки-свистульки. Взрослые любили их за то, что дети могли часами играть в эти игрушки, свистеть в них. Ещё взрослые использовали их для украшения дома. Эти игрушки вызывают радостное настроение у детей и у взрослых.
Ведущая: Молодцы ребятки!
Игрушки эти добрые и разные,
Весёлые, и каждая свистит.
Полоски жёлтые, зелёные и красные.
Посмотришь – как от солнышка рябит!
Есть барыни и бравые солдаты,
Коровушки, олени полосатые.
Слепили все игрушки эти здорово
Нам мастера деревни Филимоново.
Ну-ка, выбирайте каждый по свистульке – посвистим, повеселимся.
Дети берут свистульки и насвистывают под русскую народную мелодию: Чайковский «Комаренская».
Ведущая: Молодцы!
2 часть – Городецкая роспись
Загадаю-ка вам ещё одну загадку.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Дети: Это городецкие игрушки.
Ведущий с детьми подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия.
Ведущая: Что изготавливают городецкие мастера? Назовите знакомые вам элементы.
Дети: 1. На фабрике создают деревянные расписные городецкие изделия: детская мебель – столы, стулья, кресла-качалки, кони-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды – ложки, солонки, разделочные доски, хлебницы, сундучки. 2. Букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Очень любят городецкие мастера изображать и целые сцены: чаепитие, гулянья, всадников, свадебные сюжеты.
Ребёнок: Это сказка с чудесами –
Сколько красок и цветов
Оживает под руками
Городецких мастеров.
Чудо-птицы, чудо-кони
Тонконогие летят,
Розоватые бутоны
Снова радуют наш взгляд.
И, как будто для забавы,
Расцветают на глазах
И розаны, и купавы
На солонках и досках…
Ведущая: Навострите, гости, ушки
И послушайте частушки!
Дети в кокошниках выходят и исполняют частушки.
1-й ребёнок: Веселись, наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споём о Городце!
2-й ребёнок: Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И лисички и цветы –
Это всё для красоты.
3-й ребёнок: Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит Городец.
4-й ребёнок: Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Ведущая: Молодцы!
3 часть – Дымковская игрушка.
Ведущая: Послушайте третью загадку.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
Дети: Дымковская игрушка.
Ведущая: Правильно, это дымковская игрушка. Ребята, а почему эти игрушки называются дымковскими? Что вы знаете о них? Кого обычно лепят дымковские мастера? Какие цвета используют в росписи?
Дети: 1. Эти игрушки называют дымковскими, потому что их делают в Дымковской слободе. 2. Эти игрушки не простые. Они сделаны из глины. Мастер берёт глину и начинает лепить из неё фигурку. Глина мягче, чем пластилин. Затем игрушку обжигают в печи. От огня и жара игрушка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остывшую фигурку мастер красит в белый цвет. А когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство! Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушки разноцветными узорами. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. 3. Дымковские мастера лепят оленей, индюков, коней, петушка, барышень. 4. Для росписи мастера используют яркие краски – это и красная, и жёлтая, и зелёная, и голубая, и чёрная, и малиновая, и розовая.
Ведущая: Эй, ребята, подходите –
На игрушки поглядите!
Дети вместе с ведущим подходят к столу, на котором лежат картинки с дымковскими игрушками. Дошкольники представляют каждую из них.
1-й ребёнок: (берёт и показывает картинку дымковского индюка)
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост –
Точно сказочный цветок.
А высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя…
2-й ребёнок: (показывает картинку куклы-няни)
В кокошнике няня,
На руках – Ваня,
И хорош, и пригож…
Скоро, Ваня, подрастёшь?
3-й ребёнок: (показывает картинку скомороха)
Яша – дружок
Дует в рожок.
Сидит на спинке
У свинки.
Ведущая: Ребята, какое настроение создают эти игрушки?
Дети: Эти игрушки создают весёлое, радостное настроение.
Ведущая: Для вас ребята, дымковские мастера приготовили подарки. Вот такие картинки, на которых нарисованы лошадки, барашки, барышни. А вы их раскрасите, используя свои знания и фантазию!
Давайте займём свои места за столами нашей мастерской.
Дети выбирают себе картинки, проходят, садятся за столы и приступают к росписи игрушек. Воспитатель наблюдает за процессом выполнения работ детьми.
Ведущая: Молодцы, ребята, у вас тоже получились красивые узоры. Давайте из ваших работ оформим выставку и может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим художником. Сегодня убедилась и я, что вы знаете народные промыслы. Теперь наша выставка готова принять гостей. Пригласим воспитателей и детей других групп.
Ребёнок: Ой вы, гости дорогие,
У нас игрушки расписные,
Собирали их, старались,
Показать вам собирались.
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!
Гости выставки рассматривают экспонаты выставки.