Елена
Конспект НОД «Экскурсия в деревню Гжель» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в деревню Гжель»
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в деревню Гжель“ в старшей группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материал: изделия гжельских мастеров, художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты, презентация «Экскурсия в деревню Гжель»
Ход занятия
Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными? (ответы детей) слайд 1
Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
“Здравствуйте!” — здоровья желаю.
“Благодарю!” — благо дарю.
“Извините!” — признаю свою вину и прошу простить.
“Спасибо!” — спаси Бог. слайд 2
Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них — нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить — не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.
Воспитатель: Сегодня утром я обнаружила у порога нашей групп вот такой чудесный сундучок. Посмотрите, какой он необычный. (на сундучке изображены предметы художественно декоративного промысла) Кто же нам ее принес? И что в ней? (ответы детей)
Воспитатель: Откроем его? Посмотрите, здесь много разных интересных предметов. (рассматривают предметы) слайд 3
Воспитатель: Как вы думаете, что это за предметы? Совершенно верно - это посуда (дети называют предметы - вазы, тарелки, кружки и т. д.) Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины.
(Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям)
Воспитатель: В сундучке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю, и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду. (открывает письмо и читает его)
Воспитатель: Дорогие ребята, мы приглашаем вас на экскурсию в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку, в деревню Гжель. Веселые мастера умельцы.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправится на экскурсию? Тогда мы отправляемся.
Воспитатель (звучит лирическая музыка) :
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая:
Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!
Воспитатель: Ну вот мы и добрались. Наша экскурсия начинается! Сначала давайте послушаем сказку «Нежно-голубое чудо».
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. слайд 4 Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. слайд 5 Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. слайд 6 Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. слайд 7 А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. слайд 8 И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Синее – белое». Встаньте пожалуйста у своих стульчиков. Правила такие: если я называю предмет синего цвета – вы встаёте и поднимаете руки вверх, предмет белого цвета – приседаете. (небо, снег, вата, море, солнце, облако, крокодил, василек, снег, колобок, зубы, колокольчик, лягушка, сахар, елка и т. д.)
Воспитатель: Вам понравилась сказка? Ребята, мы уже видели сегодня с вами гжельскую посуду. Давайте посмотрим, что же еще изготавливают гжельские мастера из белой глины, а затем расписывают её. Это часы и статуэтки, игрушки и сувениры. Посмотрите, какое чудо! слайд 9
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками. слайд 10
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле, слайд 11
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки. слайд 12
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Воспитатель: слайд 13 Ребята, обратите внимание на то, что в гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек, штрихов, капелек, бордюр, ситчика, розочек, волнистых дуг.
Воспитатель: Наша экскурсия подходит к концу. Но напоследок наши мастера – умельцы приготовили для нас игру «Найди вторую половину». слайд 14 Давайте поиграем. У меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки. Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось (дети складывают разрезные картинки)
Воспитатель: слайд 15 Как называется посуда, которую вы сложили? (Гжельская)
Кто расписывает такими узорами? (гжельские мастера)
А почему они так называются - «гжельские»? (потому что живут в деревне Гжель)
Какие цвета используют гжельские мастера? (белый и синий)
Что бывает синего цвета, а что белого? (белое - глина, синее – цвет краски для росписи)
Какие орнаменты используются в росписи? (орнаменты из линий, полос, цветов, точек, штрихов, капелек, бордюр, ситчика, розочек, волнистых дуг)
Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Как вы думаете, трудно ли рисовать гжельские узоры? (ответы детей) Ну вот на следующем занятии мы с вами сами и попробуем заняться гжельской росписью.
Список литературы
1. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с., илл.
2. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах. Босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2009. – 192 с., илл.
3. Саллинен Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы : Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – ППб. : КАРО, 2010. – 192 с.