Надежда Вохромеева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
О. О. «Социально-коммуникативное развитие»
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать умения работать в группе;
- воспитывать умение детей слушать воспитателя и друг друга.
О. О. «Познавательное развитие»
- формировать знания детей об агрегатных состояниях воды;
- закреплять представления детей о глобусе;
- закреплять представления детей о свойствах воды;
- совершенствовать навыки экспериментальной деятельности;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить детей на практике со способами очистки воды от разных примесей;
- закреплять умение пользоваться алгоритмом при проведении опытов;
- активизировать интерес детей к экспериментированию;
- развивать логическое мышление в процессе экспериментирования;
- развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций;
- развивать любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
- воспитывать аккуратность при обращении с водой и правилам безопасности.
О. О. «Речевое развитие»
- совершенствовать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы;
- способствовать развитию связной речи, активизации познавательного интереса;
- способствовать активизации словаря детей (глобус, чистая, прозрачная, очистная станция, фильтр, пресная, соленая, агрегатное состояние воды);
- формировать умение отгадывать загадки.
О. О. «Физическое развитие»
- развивать активность в самостоятельной двигательной деятельности.
Предварительная работа.
Беседы об ответственном отношении к окружающей природной среде, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование.
Яблоко, нож, доска, глобус, фильтр «Барьер», активированный угль, прозрачные стаканчики с мутной водой, пустые прозрачные стаканчики на 3 опыта, воронки, кусочки марли, кусочки ткани, ватные диски на каждого ребенка, бутылка с чистой водой.
Техническое оборудование
Аудиозапись Генделя сюита «Музыка Воды». Проигрыватель.
Словарная работа
Глобус, чистая, прозрачная, очистительная станция, фильтр, пресная, соленая.
Ход НОД
Под звуки музыки Генделя сюита «Музыка Воды» дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики.
Под звуки музыки Генделя сюита «Музыка Воды» дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать
В морях и реках обитает,
По небу часть ее летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети: Вода.
Воспитатель: Вы правы, это вода. Именно о воде мы сегодня и поговорим. Вода таит в себе много тайн и загадок. Некоторые из них мы с вами сегодня разгадаем.
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: Правильно! Глобус - это модель Земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля. А какой формы наша планета – Земля?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета - желтый, оранжевый, зеленый?
Дети: Это суша.
Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока.
Воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям.
3 части – это вода, 1 часть – суша. Где же в природе встречается вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода есть в чайнике, в цветочках, в компоте, в трубах, в лужах. Вот, сколько воды вокруг нас! Кому нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, дети, без воды не могут жить ни насекомые, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни растения, ни грибы, ни человек. Вода – чудо природы. Без пищи мы можем прожить 49 дней. Без воды человек может прожить не больше 2-х дней. Каждый человек нуждается в воде. И не просто в воде. А в чистой воде. Потому что чистая вода основа здоровой жизни. Человек всегда заботится о чистоте воды для питья. Еще в древней Индии, 4 тысячи лет назад, воду держали в медных сосудах, пропускали через древесный уголь.
Воспитатель: Скажите, а какую воду пьет человек – пресную или соленую?
Дети: Пресную.
Воспитатель: В каких водоемах находится пресная вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А к нам, в дома, откуда поступает вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода поступает на наш стол из природных водоемов: родников, рек, озер. Наш городок Сенгилей небольшой и к нам в водопроводные краны, вода поступает из родников. Как вы думаете, вода в родниках чистая?
Дети: Да, чистая.
Воспитатель: Мы с вами пользуемся чистой водой. Она к нам течет по трубам из подземных родников.
Ответы детей.
А вот в больших городах вода поступает в водопроводные краны из рек и озер. А в реках вода чистая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так значит, в больших городах люди используют грязную воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Несмотря на то, что воду очищают на специальных станциях очистки, в ней остаются вредные для здоровья человека примеси. Особенно опасно пить воду из-под крана весной, в период весеннего таяния снега. А как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Стекая ручейками в водоем. Вода впитывает из почвы различные вредные вещества, опасные для здоровья. Как же можно очистить воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Самый простой способ очистки - отстой. Воду наливают в какую-либо емкость. Она какое то время там находится. Часть вредных веществ оседает на дно. Но этот способ не гарантирует полной очистки.
Очистить воду и избавиться от вредных примесей можно с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси.
Например, всем известный песок является фильтром. Вода, проходя через него, оставляет в нём вредные вещества. Песчаные фильтры используют на больших станциях очистки. А дома для очистки воды используют фильтры из активированного угля. Например, мамы на кухне очищают воду специальным фильтром - «Барьер».
Фильтр «Барьер» состоит из кувшина, в который вставляется специальное приспособление из колбы с активированным углем и трубочек. Через одну трубочку вода поступает в фильтр с углём, а через другую капает уже очищенная вода. Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит активированный уголь, который используют для очистки воды.
Воспитатель показывает, как очистить воду с помощью такого прибора в домашних условиях.
Физминутка.
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправились домой!
Воспитатель: Очищать воду можно разными способами.
Мы с вами попробуем очистить воду другими способами. Я приглашаю вас отправиться в лабораторию исследования воды. Здесь нужно вести себя очень аккуратно и соблюдать правила поведения. Вспомним эти правила:
• внимательно слушать воспитателя;
• строго выполнять все инструкции;
• не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
• не забывать, после каждого опыта сделать вывод.
Воспитатель: Проходите, одевайте халаты и шапочки.
Дети одевают халаты и шапочки.
Воспитатель: Подходите к столам, садитесь удобно.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас такое ответственное дело и каждому предоставляется возможность стать настоящим исследователем. Работайте в группах все вместе, дружно.
Перед вами лежат приборы для исследования и грязная вода.
Нам предстоит очистить эту воду. Как это можно сделать? Будем использовать разные способы очистки. Сначала мы попробуем очистить воду с помощью марли. Марля – это сетчатая ткань. Поместите марлю в воронку, воронку поместите в пустой стакан. Теперь берем стакан с грязной водой и тонкой струйкой наливаем воду через марлю в пустой стакан.
Воспитатель: Вода стала чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на марлю. Какая она стала?
Дети: Она грязная, на ней остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: Значит, сетка пропускает мусор и грязь.
Воспитатель: Давайте сделаем фильтр из ткани и посмотрим, что получится.
Убираем марлю и вместо нее помещаем ткань. Снова переливаем грязную воду. Вода стала чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на ткань. Какая она стала?
Дети: Она грязная, на ней остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: Правильно, здесь и песчинки и соринки. Значит, этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. Потому что ткань пропускает мусор и грязь. Давайте сделаем фильтр из ватного диска.
Поместите наш новый фильтр в воронку. Потихонечку наливайте воду сверху на ватный диск.
Дети проводят опыт, очищая воду через ватный диск.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Вода стала чище.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода стала чище?
Дети: Потому что, ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
Воспитатель: Ура! Получилось! Мы достигли результата. Расскажите, из чего вы делали фильтр, и как очистилась ваша вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте сравним воду в разных стаканах и решим, какой фильтр лучше очистил воду?
Воспитатель: Раз мы воду очистили, может, мы ее выпьем? Почему эту воду нельзя пить?
Воспитатель: Действительно, мы очистили воду только от части песка, грязи, бензина, а вот болезнетворные микробы в ней остались. Воду для питья можно брать только водопроводную и обязательно кипятить, потому что микробы погибают только при кипячении.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно потрудились! Вот так можно очищать воду от разных примесей и грязи. Но такие способы очистки воды для большого города не подходят. Ему требуется много чистой воды. В больших городах для этой цели строят специальные очистительные сооружения. Показ изображения.
Воспитатель: Вот видите, сколько нового и интересного можно узнать о самых обычных вещах и предметах. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: О воде.
Воспитатель: Чему мы учились в нашей лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня в нашей лаборатории мы учились фильтровать воду и узнали, какие фильтры лучше. Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду?
Дети: Через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воду нужно беречь.
Воспитатель: А какие примеры из нашей жизни вы можете привести? Как вы бережете воду?
Дети: Нельзя засорять водоемы, бросать мусор, бумагу, пакеты, банки.
Воспитатель: Из вас получились настоящие исследователи! А теперь осторожно выходим из-за столов, снимаем шапочки и халатики.