Заруцкая
Конспект НОД в старшей группе «Свойства песка и его применение»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область: познание.
Образовательные:
познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
уточнить знания о том, что песок не живая природа;
показать значение его в жизни человека.
Развивающие:
развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Свойства песка и его применение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к песку;
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Интеграция областей.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Игровая деятельность.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.
Чтение художественной литературы.
Наблюдения и игры на прогулках.
Оборудование: песок, вода, прозрачные стаканчики, лупы, деревянные геометрические фигуры (конструктор, коктейльные трубочки, формочки, пластиковые бутылки без дна, листы бумаги, карандаши.
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.
Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.
Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.
Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. ( Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочить ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)
Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)
Как образуется песок? (Разрушаются твердые горные породы)
Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?
Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)
Пройдём на свои рабочие места.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
№ опыта Действия Наводящие вопросы Выводы
Опыт № 1
Моделируем цвет песка
Дать детям два стаканчика с песком. Предложить аккуратно налить в один стакан воду. Песок стал каким? (Мокрым). Давайте сравним свойства сухого и мокрого песка. Сухой песок по цвету бывает светлым, жёлтым,
а мокрый - темным, коричневым.
Опыт № 2
Моделируем структуру мокрого и сухого песка
Дать детям лупы, предложить рассмотреть сухой песок. Из чего состоит песок? (частичек, песчинок)
Какие они по форме, размеру? ( Все разные: круглые, квадратные.)
Сделаем вывод о структуре сухого и мокрого песка (между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их хорошо видно, а между песчинками мокрого находится вода, все песчинки слиплись и их формы не видны)
Рассмотрим мокрый песок. Видны ли в мокром песке отдельные песчинки? (Отдельных песчинок не видно, они прилипли друг к другу)
Что же привело к тому, что песчинки слиплись? (Вода)
Правильно, когда наливали воду в сухой песок, из него вышел воздух. И вода заняла место между песчинками.
Опыт № 3
Моделируем погружение кубика в песок
Предложить высыпать рядом стакан сухого и мокрого песка, равняем песок ладонью. На поверхность песка кладем два одинаковых, деревянных кубика, на их гранях отметим уровень погружения. Затем вынимаем кубики. Сравните, в каком песке кубик погрузился глубже и почему?
Игра: Найди в песке геометрическую фигуру левой (правой) рукой.
В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый. Предметам, погружающимся в песок, легче вытолкнуть воздух чем воду, которая находимся между песчинками.
Опыт № 4 Моделируем схему движения песка Воспитатель показывает детям иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы.
Перед каждым стоит разнос с сухим песком. Ребёнок дует в трубочку, направляя струю воздуха на песок.
Откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? Проведем опыт и узнаем.
Что происходит?
А теперь проделам тоже самое с мокрым песком. (Песок не движется)
Песчинки разлетелись в разные стороны, появляются волны, песчаные холмы, песок передвигается). Эти морские волны, в пустыне называют барханами. Сделаем вывод о движении песка : (сухой песок под воздействием ветра движется, а мокрый нет)
Опыт № 5 Моделируем форму песка Предложить засыпать формочки сухим и мокрым песком и их перевернуть. Что происходит с фигурами из формочек? Если песок сухой, песочные фигуры рассыпаются, из мокрого нет.
Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.
Когда песок высохнет, что произойдёт с вашими фигурами? (Рассыпятся) Почему? (Вода между песчинками испарится)
Опыт № 6
Моделируем прохождение воды через песок
Перед каждым ребенком стоят две перевёрнутые бутылки без дна, горлышко заткнуто ватой. Предложить детям насыпать в одну бутылку сухой песок, в другую – мокрый. Налейте в бутылку воду Понаблюдаем, будет ли просачиваться вода (вода проходит) Сухой и мокрый песок хорошо пропускают воду
Опыт № 7
Моделируем свойство сыпучести
Предложить высыпать сухой и мокрый песок через воронку. Какой песок высыпается легче, лучше? (Сухой).
Если сухой песок сыпется, то он какой? (Сыпучий.) А мокрый? (Несыпучий).
Сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующие свойства песка, дети делают обобщающие выводы о свойствах сухого и мокрого песка на основании зарисованных ими схем:
Сухой песок по цвету светлый, жёлтый; между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко; сухой песок под воздействием ветра движется; принимает любую нужную форму; хорошо пропускают воду; сухой песок сыпучий.
Мокрый песок - темный, коричневый; между песчинками находится вода; предметы погружаются не так легко, чем в сухой песок; мокрый песок под воздействием ветра не движется; принимает нужную форму; хорошо пропускают воду; несыпучий.
Часть III. Физкультминутка
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Ведущий игры, “рисует” пальцем на спине последнего ребенка цифру. Последний должен передать следующему игроку точно таким же способом — нарисовать цифру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит цифру пальцем на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра продолжается.
Часть IV. Итог
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Где используется песок людьми? (Песочные часы, люди отдыхают на песчаных берегах рек, озёр, дети играют в песочницах, тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве).