Наталья Бондашевская
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Шахматное королевство»
▼ Скачать
Технологическая карта НОД
Конспект НОД по образовательной области: Познавательное развитие
Возрастная группа : старшая группа
Воспитатель: Бондашевская Наталья Александровна
Тема: Путешествие в шахматное королевство
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Программные задачи: Формировать представления детей о шахматных фигурах и их начальной позиции. Закреплять представления детей о шахматной доске.
Способы организации детей: Сюрпризный момент, динамическая пауза, дидактическая игра, чтение стихотворений, загадок, показ на демонстрационной шахматной доске.
Оборудование:Демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные доски и шахматные фигуры, музыкальный центр, маски шахматных фигур.
Словарная работа: противник.
Предварительная работа: Чтение сказки «В стране шахматных чудес»; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; дидактические игры
«Найди похожую фигуру», «Что изменилось».
Ход НОД
№
п/п Этап, его продолжительность Методы, формы, приемы Деятельность педагога Деятельность детей
1 Открытый вход в деятельность Приветствие для хорошего настроения
Солнце на небе проснулось
Нам, ребятам улыбнулось
Глазки тихо закрываем
Руки к небу поднимаем
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем Дети повторяют за воспитателем
2 Вводно-организационный Загадывание загадок
Ребята, послушаете внимательно загадку и отгадайте, в какую волшебную страну мы сегодня с вами отправимся.
ЗАГАДКА:
На свете есть забавная
Волшебная игра
В нее с утра до вечера
Играет детвора.
Там мчатся кони резвые
Трубят поход слоны.
И клетки черно- белые
Чудес и тайн полны.
Как вы думаете, что же это за страна?
Дети слушают, отгадывают загадку
Ответы детей (Шахматная страна)
3 Мотива-ция на деятель-ность Сюрпризный момент (письмо,
Загадывание загадки
Воспитатель показывает детям письмо, пришедшее из шахматной страны, и предлагает узнать от кого оно, отгадывая загадку:
Их на поле всего два, Из-за них идет война. Одного поймать в ловушку —Прекращается игра.
Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он -…
Король шахматного королевства приглашает нас на парад шахматных фигур. Ну что отправляемся в шахматное путешествие? Дети слушают и отгадывают загадку
(Шахматный король)
Ответ детей
4. Объяснения нового и расширение имеющих-ся знаний Чтение стихотворения. Показ на демонстрационной доске
Появление шахматного короля.
Здравствуйте, мои маленькие гости!
Вы узнали, что это за королевство?
А как вы думаете,кто правит в шахматном королевстве?
Знакомтесь – Я Король! Король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!
Ребята, а почему же королевство называют черно-белым?
Правильно! Эти квадраты в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются по порядку, чередуются по цвету.
В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют партнёрами. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.
Ребята! Как вы думаете: кто такие противники? А могут наши противники начать сражения? Почему не могут? Правильно, нет фигур на доске.
Король читает
стихотворение для запоминания порядка фигур:
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Ответы детей:
Дети загадывают заранее подготовленные загадки:
Стою на самом я краю,
Путь откроют и пойду.
Только прямо я хожу,
Как зовут меня (Ладья)
Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой?
(шахматный конь)
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
(Слон)
Похвастаться может красивым нарядом
И тем, что в строю с королём всегда рядом
(Ферзь)
Их на поле всего два, Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку — Прекращается игра.
(Шахматный король)
Восемь маленьких солдат,
Храбрых и отважных,
Восемь дружных
встали в строй
Стерегут они покой…. (пешки)
5. Динамическая пауза
Физкульт-минутка
«Пешки»
Ну-ка, пешки, поиграем
Головой мы повращаем (вращение головой)
Вправо- влево, а потом
Три –четыре приседаем,
Наши ножки разомнем (приседаем)
, 2, 3 – на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд.
Дети выполняют физкультминутку
6. Практическая работа
Король : Друзья мои!
А хотите вы побывать шахматистами, и расставить правильно фигуры на шахматной доске? Дети проходят к столам и расставляют шахматные фигуры на шахматных досках
7. Открытый выход из деятельности рефлексия
Ребята! Вам понравилось в моем шахматном королевстве?
Что нового вы сегодня узнали?
Какие у вас были трудности?
Что больше всего понравилось? Ответы детей.