Людмила Кикина
Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в Королевство Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить и закрепить знания и умения детей, приобретенные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в количественном и порядковом счёте.
- закреплять знания о геометрических фигурах и форме предметов;
- совершенствовать умение находить место числа в числовом ряду;
- продолжать активизировать словарь детей в употреблении математических терминов;
- закрепить знания о днях недели, временах года.
Развивающие:
Публикация «Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе „Путешествие в Королевство Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
- развивать познавательный интерес, внимание, смекалку, зрительную память; сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию;
- развивать умение отвечать на вопросы, делать умозаключение;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
- закрепить приемы наклеивания;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к математике; чувство товарищества; желание прийти на помощь; самостоятельность.
- прививать аккуратность, трудолюбие во время продуктивной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя. Продолжать учить детей внятно произносить в словах звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него полным предложением.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Способствовать развитию навыков выразительной передачи игровых и сказочных образов. Формировать восприятие музыки.
Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности – аппликации. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
ОО «Физическое развитие»: Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх; воспитывать интерес к физическим упражнениям; соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Продолжать формировать умение организовать свое рабочее место, работать аккуратно, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности;
Развивать умение детей взаимодействовать с педагогом, ладить друг с другом в совместной игре.
Предварительная работа:
Знакомство с цифрами, с геометрическими фигурами. Решение логических задач.
Оборудование: ковер – самолет, карточки с цифрами, мяч, геометрические фигуры, геометрические фигуры, картинки для задач, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: цифры, геометрические фигуры, клей, кисти, клеенки, салфетки тряпочные, медали.
Методы и приемы: вводная беседа, поисковые вопросы, показ, пояснение, сравнение, дидактические игры, использование наглядного пособия, указания, напоминание, анализ.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся: руками, глазами, словами. (Дети выполняют действия.)
Воспитатель просит детей встать в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Играть дружно все начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня еще необычный гость! Да здесь нам письмо прислали! (Обращаю внимание на шар на окне, с прикрепленным конвертом).
- От кого же это письмо?
Давайте прочтем его.
Воспитатель достает письмо:
«Здравствуйте ребята! Я, Королева Математика услышала, что вы знаете цифры, фигуры, любите считать, решать задачи. Поэтому я приглашаю вас в Королевство Математики, где приготовила для вас интересные задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь. Счастливого пути! Ваша Королева Математика».
Воспитатель. Ребята, а вы любите математику? Уверены в своих силах? Тогда отправляемся в путь. Вы не против? (Ответы детей)
Воспитатель. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Отгадайте мою загадку, чтобы узнать на каком же средстве передвижения мы отправимся в королевство Математики.
- Это транспортное средство прямоугольной формы, мягкий на ощупь, летает по воздуху, бывает только в сказках?
Ответы детей.
Воспитатель. Отправимся мы с вами в Королевство Математики на ковре-самолете.
(Звучит «волшебная» мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в страну Математики).
Воспитатель: И так, приготовились, взлетаем!
(Звучит «космическая музыка»)
А пока мы летим, давайте с вами посчитаем прямой и обратный счёт.
Дети считают от 1 – 10, и обратно)
Воспитатель: Молодцы! Идём на посадку. Вот мы и на месте, мы попали с вами в Королевство Математики. Дети встают полукругом. Но кто живёт в этом королевстве? Давайте знакомиться.
Воспитатель: Главными жителями страны Математики являются, конечно же, Цифры. Они проживают на первой улице. Жители-цифры так долго готовились к встрече с вами, что от волнения совсем перепутали свои места. Помогите им, ребята, найти своё место. (Дети выстраивают числовой ряд от 1 до 10) Дидактическая игра «Найди место в числовом ряду»
(Воспитатель просматривает цифровые ряды детей.) Все верно.
Воспитатель: Назовите соседей числа 3, 5, 7.(Ответы детей)
- Я задумала число, оно меньше 5, на одну единицу, какое это число?
Предполагаемые ответы детей (Это число 4)
- Я задумала число, оно больше 6 на одну единицу, какое это число?
Предполагаемые ответы детей (Это число 5). Молодцы ребята!
Королева приготовила для нас первую букву – (Дети называют ее: М)
«По Королевству мы идем,
Не спешим, не отстаем,
Дружно, весело идем,
На следующую улицу попадем».
Воспитатель. Ребята, мы с вами оказались на другой улице.
Дидактическая игра «Верно-неверно».
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же высказывание не правильное – покачайте головой из стороны в строну.
Будьте внимательны! Игра начинается!
Утром солнышко встает?
Нельзя умываться по утрам?
Днем ярко светит луна?
Утром дети идут в детский сад?
Днём мы ужинаем?
Ночью люди обедают?
Днём дети играют?
Вечером вся семья собирается дома?
Дети выполняют определенные действия.
Молодцы!
За выполнение этого задания Королева дарит вам вторую букву. (Дети проговаривают ее: О.)
Воспитатель: Ребята, а сколько дней в неделе?
Отчеты детей.
- За понедельником, какой день недели?
- Назовите выходные дни недели?
- А какой день недели четвёртый по счёту?
- Назовите дни недели по порядку?
- Сколько времен года?
Воспитатель: За выполнение этого задания Королева дарит вам следующую букву. (Дети проговаривают ее: Л.)
Отправляемся дальше. Дети встают в круг.
«По тропинке мы идем,
Не спешим, не отстаем,
За всем наблюдаем,
Ничего не упускаем.
Стоп.»
Вот мы с вами на другой улице Королевства Математики. Королева Математики приготовила для нас мяч.
- А теперь становитесь все в круг, поиграем с мячом. Я вам назову слово, а вы мне противоположное.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок возвращает мяч, называет противоположное слово названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
После игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель: И с этим заданием вы успешно справились. Молодцы! - Вот вам четвертая буква – О.
Воспитатель: Проходим на следующую улицу Королевства Математики.
- Я хочу, чтобы вы сами догадались, кто «проживает» здесь? Что это? Узнаете? Да, это улица геометрических фигур. Геометрические фигуры хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Сами будем собирать.
(Дети из палочек на столах выкладывают определенные фигуры, предметы)
Хорошо фигуры знаете!
Молодцы!
Королева города Математики приготовила для нас букву – Дети называют ее - (Д).
Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1-2 - выше голова.
3-4 - руки шире.
5-6 - тихо сесть.
1 - подняться, подтянуться
2 - согнуться, разогнуться
3 - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На 4 руки шире
5 – руками помахать
6 - за стол тихонько сесть.
Воспитатель. Проходим дальше на улицу задач. Отгадайте их.
- Эти задания самые сложные. Будьте особенно внимательны.
(Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»).
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? Четыре.
Три цветочка у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет три и два? Пять.
Воспитатель.
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
Воспитатель: Молодцы! Мы прошлись по улицам Королевства Математики, справились со всеми, заданиями, но не встретили ни одного человечка.
Без девочек и мальчиков здесь очень скучно. Давайте сделаем их своими руками из геометрических фигур и поселим их здесь – в Королевстве Математики.
На столе у нас лежат геометрические фигуры, из них мы составим и наклеим фигурки девочек и мальчиков.
(Воспитатель с детьми вспоминает порядок выкладывания и наклеивания фигур.)
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
(Поочередно дети сгибают пальцы, начиная с мизинца складывают пальцы обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку).
Дети приступают к продуктивной деятельности. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Анализ и рассматривание готовых работ.
Воспитатель:
- Сколько и каких фигур понадобилось для изображения мальчика? (6)
- Сколько прямоугольников? (4)
- Сколько квадратов? (3)
- Сколько треугольников? (7)
Ответы детей.
Воспитатель. Все вы - молодцы, со всеми заданиями в Королевстве Математики вы справились. За это получаете, последнюю букву (Дети проговаривают: Ы). Артем произнеси все буквы, которые нам подарила Королева Математики. Ярослав прочтет, что за слово у нас получилось. Ответы детей. (Молодцы)
Воспитатель. Теперь мы можем отправляться домой.
Заключительная часть.
Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.
Звучит «волшебная» мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.
Рефлексия.
- Где мы сегодня с вами побывали? А кто нас туда пригласил?
Ответы детей. (Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики.)
- Вам понравилось путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Чем мы занимались в Королевстве Математики?
- Какие задания вам показались трудными?
Воспитатель. Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.
-Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.
Затем воспитатель показывает красивую коробку, которая оказалась на ковре-самолете. Открывает ее, достает подарок от Королевы Математики (медали, медали вручает всем детям.
Литература:
1. «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
2. Е. В. Колесникова. «Математика для детей 5-6 лет. /Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю…» - 4-е изд, перераб. и доп. –М. :ТЦ Сфера, 2018. – 96 с. (Математические ступеньки);
3. И. А. Пономарева. ,В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
4. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»;
5. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи»;