Анна Петрова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие с Гномом. Звук [х]«
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие с Гномом» Звук Х.
Составила и провела: учитель-логопед Петрова А. Н.
Программное содержание:
Коррекционно –образовательные задачи
• Учить четко произносить звук Х.
• Учить выделять начальный согласный Х в словах.
• Закреплять выделение согласного в конце слова.
• Согласование числительного с существительным («1-10», яхта, петух, ухо)
• Упражнять в делении слов на слоги.
Темочки:
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• Закреплять умение звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов.
• Учить звуковому анализу и синтезу слов пух, мох.
• Закреплять представление о роде существительных- соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, мое.
Коррекционно-развивающие задачи
• Развивать внимание и память.
• Формировать речевое дыхание.
• Развивать интонационную выразительность.
• Закреплять обобщающее понятие «Обувь»
Коррекционно-воспитательные задачи
• Учить слушать ответы других детей, внимательно выполнять инструкцию логопеда
Оборудование: Предметные картинки: хобот, ухо, муха, петух, охотник, мох, хвост, кухня, тахта, хлеб, яхта, венок, кот. Наборы для составления схем. Игрушка гном, картинное полотно Н. Вохринцевой «Паровозик», модули геометрических форм для составления красного и синего «домика», мячик.
Ход НОД
1. Организационный момент.
а) У нас в гостях сегодня Гном.
Он построил в лесу дом.
Приходили гости-Гномы,
Да раскидали все там в доме.
Не могут вещи разобрать.
Поможем им опять?
Вокруг себя через право повернись,
Гномом в сказке окажись.
б) Игра «Жадина» (с мячом)
Я буду вещи называть,
А вы к ним слово
Мой, моя, мои добавлять.
(валенок, валенки, сапоги, сапог, туфли, туфля, кроссовки, тапки, тапок, сандалии, босоножка, босоножки, кеды, ботинок, ботинки).
- Как называются эти вещи одним словом? – Обувь.
в) Гномы вещи разобрали.
И все дружно в лес сбежали.
Мы с собою их возьмем.
И, конечно, позовем,
Дружно песенки споем.
( Пропевание гласных с четкой артикуляцией и движением рук:
А – руки перед грудью, тянем ниточку: тихо, громко, удивленно, испуганно; У – улитка вытянула рожки, указательные пальцы подняты вверх, руки протягиваем от груди вперед, произносить с разной интонацией («вьюга воет, волк воет провода гудят»; О – руки опущены вниз, пальцы сомкнуты в кольцо, руки поднимаем через стороны вверх, сводим над головой, соединяя в кольцо, произносим звук с разной интонацией, громко-тихо; И – руки с поднятыми указательными пальцами вверх прижаты к плечам, поднимать вверх, следя глазами и произнося в разной интонации звук «жеребеночек испугался волков и жалуется маме-лошади»).
-Как называются эти звуки? –Гласные, потому что воздух проходит свободно, они поются.
2. Основная часть.
А) Гном приглашает всех отправиться в путешествие на поезде с Мишуткой:
Чох-чох, чу-чу,
Чох-сох, чу-чу.
Я вас всех умчу. (с этими словами дети проходят на места – в свое «купе»).
-А какой сегодня дом
Нам построил милый Гном? – синий.
Значит, с каким звуком будем знакомиться? – С согласным, твердым звуком.
б) Игра «Определи последний звук».
Играть мы будем снова.
Последний звук поймать готовы?
(правую руку прошу поднять,
последний звук в кулачок зажать,
а потом четко мне его назвать - Х)
пух, мох, мех, петух, пастух, ух, ох, ах.
в) Анализ образования звука Х.
- Ушки закрыли, звук повторили. Звенит или шумит? –Шумит.
- Ладонь на горло поставили. Звук произнесли. Голосок идет? – Нет.
- Кто расскажет какой звук поселился в домике Гномика? -Звук Х, согласный, твердый, глухой.
А получился этот звук вот как. Заболел Язычок, закашлял: к к к к.
(ладонь поднести ко рту воздух выходит толчками) А потом устал, задремал. Хвостик опущен за зубки, спинка выгнута. Воздух еле-еле через щелку пробирается ладонь –ко рту, идет плавная струя воздуха) : х х х.
3. Динамическая пауза. Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
Ехать в поезде тепло.
Поглядим-ка мы в окно. (взяли «бинокль» - сложить пальцы обеих рук трубочкой)
А на улице зима.
Наступили холода. (погреть ладошки- хххх)
Да-да-да,
Наступили холода (потереть ладошки друг о друга).
Да-да-да,
Превратилась в лед вода. (мягко провести ладошками по шее сверху вниз).
Ду-ду-ду,
Поскользнулись мы на льду. (указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду,
Я на лыжах иду. (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды,
На снегу есть следы. (поставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба).
4. Выделение звука Х в произношении по картинкам.
Полоску-слово и сигнальчик вы возьмите.
Место звука Х в слове правильно определите.
(дается название картинок с утрированным произношением звука Х, дети ставят сигнальчик в начале, в середине или в конце слова). Параллельно логопедом на доске рисуются схемы, указывающие положение звука в слове.) Какие вы умницы и умники. Все справились с заданием.
5. Игра «Какой звук спрятался в домике?» -звуковой анализ слов пух, мох
6. Игра «1-9»- с мячом в кругу.
Продолжаем мы играть,
Наших гномов обучать.
Яхта –одна яхта, две яхты…., пять яхт… .
Петух – один петух, два петуха…., пять петухов.
Ухо –одно ухо, два уха…., пять ушей…. .
7. Итог. Вот и привез нас Паровозик обратно.
Через левое плечо вы повернитесь.
Снова в деток превратитесь.
Молодцы. Вы Гномов многому научили. А сами вы не позабыли?
Звук Х –согласный, твердый и глухой.
И совсем он не простой.
Любит спать, редко ходит он гулять.
Поможет руки нам погреть (хххх)
А иногда и посмеяться
Над тобой и твоим братцем.