Шерстнева Ирина
Конспект НОД в старшей группе «Секреты магнита» в рамках поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Секреты магнита»
Цель: познакомить детей с предметом исследования – магнитом,
вызвать у детей желание найти пути решения проблемы с помощью поисково –исследовательской деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Секреты магнита“ в рамках поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
формировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком; повышение уровня познавательных способностей;
способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения; развитие активности, эмоциональных проявлений.
пополнять словарь детей новыми словами: магнит, магнетические предметы, немагнетические предметы;
Формировать умение самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (помочь);
Развивающие:
развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;
развивать инициативность.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения и общения;
способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения;
воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами;
Предварительная работа:
Использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов»,«Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», магнитная доска длярисования.
Оборудование:
Шкатулка, письма, ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая; магниты по кол-ву детей, пластмассовые стаканы с водой по кол-ву детей; тарелки с горохом и железными мелкими предметами: скрепки, гайки, шурупы; дорога-лабиринт на картоне и герои из мультфильмов на каждого ребёнка.
Ход:
1. Вводная часть. Сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! И, конечно, я хочу сказать вам «здравствуйте»…
Игра «Здравствуйте»
Ход игры:Те, с кем поздоровается воспитатель, должны сказать: «Здравствуйте». Взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто пожаловал к нам в гости – здравствуйте!» (здороваемся с гостями)
Воспитатель: Ребята, а что значит слово «здравствуйте»? (ответы детей)
- Желать здоровья друг другу это хорошо. Хочу вам предложить весь день посвятить добрым делам.
2. Основная часть. Мотивация.
Воспитатель:Ребята, я принесла вам шкатулку. Но шкатулка не простая. а с секретом внутри. Как вы думаете, что внутри шкатулки? (ответы детей).
- Ребята, я знаю интересную историю про эту шкатулку и хочу с вами поделиться. Послушав её внимательно, вы догадаетесь, что в ней лежит. :
Воспитатель рассказывает: «В давние времена жил – был Иван- мастер. Иван мастерил шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, и потерял металлический резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: «Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. .и говорит: «Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Думает Иван: «. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в сумку, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к сумке. Поднял Иван сумку, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный!
Воспитатель: Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?» (ответы детей)
Воспитатель: И так, как вы думаете, о каком «волшебном» камне идёт речь?
Ответы детей. (Это не «волшебный» камень, а обыкновенный магнит. Он притягивает к себе предметы.)
Воспитатель: Да, ребята, в нашей шкатулке лежат волшебные камни-магниты. (показываю детям)
Воспитатель: Ребята, а почему магнит притянул инструмент - резец (ответы детей). А я считаю, что магнит притягивает все предметы! Ребята, а как же нам узнать, все ли предметы притягивает магнит? Что нужно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю пройти в нашу лабораторию «Добрых дел» и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне-магните. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?
Ответы детей: (Учёные, исследователи, лаборанты.)
Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?
Ответы детей: (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус.)
(Дети проходят в импровизированную лабораторию)
Воспитатель Магнит – это камень, который притягивает к себе предметы) – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются (ответы детей) – магнетическими, которые не притягиваются – немагнетические.
Воспитатель: Внимание на экран (видео 1 про магнит)
Воспитатель:Для чего нужен магнит ЧЕЛОВЕКУ?
Магниты используют в производстве поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах. Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. А еще магнит используют для изготовления игрушек.
Воспитател Внимание на экран. Видео 2.
Воспитатель:Проходите за первый стол. Начинаем исследовать магнит.
(занимают за 1 столом свои места). На столе лежат листочки-схемы, ручки, в подносах по три ложки (деревянная, пластмассовая и металлическая).Воспитатель раздаёт детям магниты.
Воспитатель: Дорогие научные работники,возьмите в руки магнит.
Путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита:
- какой он по весу: тяжёлый или лёгкий!
- определите на ощупь (гладкий)
- попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)
Вывод: магнит – гладкий, твёрдый, тяжёлый. (дети отмечают свойства магнита на схемах)
Опыт №1. - А сейчас мы превратимся в волшебников и немножко поколдуем. Возьмите магнит, произносим заклинание «абра - кадабра» и пронесите его над ложками…Что получилось? (ответы детей)
Вывод: магнит притягивает металлические предметы. (отмечают в схемах)
Идём к следующему экспериментальному столу 2.
Опыт №2 «Помогите Золушке»
Постановка проблемы. На столе записка:
«Ребята, моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания. Сегодня она смешала горох с мелкими металлическими предметами…Приказала, не дотрагиваясь до гороха руками, перебрать его. Как это сделать, я не знаю…Помогите мне перебрать горох».
- Ребята, кто просит у нас помощи?
Как мы сможем помочь Золушке? Выдвижение гипотез, предположений.
(ответы детей)
(на тарелке горох…все предметы которые находятся в ней убираем с помощью магнита) - работают парами.
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. Мы доброе дело сделали, Золушке помогли.
]ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть, поиграть. Игра очень простая: показываю картинки на экране, если предмет магнетический – приседаем, если нет – поднимаемся на носочки (картинки на экране)
Воспитатель: Идём к следующему столу.
Постановка проблемы. На столе записка…Злодей Карабас-Барабас спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в стакан с водой. Если я смогу достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок, и куклы будут свободны. Что же нужно сделать, чтобы достать ключ,не замочив руки?»).Ребята, а кто на этот раз просит помощи (Ответы детей)
Воспитатель:] Ребята, как помочь Буратино достать ключ из стакана. Что же делать?
Выдвижение гипотез, предположений.
(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к стакану с водой, как это было с горохом).
Воспитатель Что ж, стоит попробовать.
Опыт №] «Не замочи рук»
(У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с металлическими предметами через пластик (отмечают в схемах)
- Ребята, как вы думаете, через стеклянный стакан мы сможем достать ключик? (ответы детей). Дома с родителями вы это сможете проверить, мне расскажете и отметите.
Воспитатель: Ребята, с вашими друзьями-мультяшками произошла беда, они никак не могут найти дорогу домой. Просят вашей помощи. Вы готовы?
Игра «Волшебный лабиринт»
Воспитатель: Возьмите карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести всех домой. Как мы это сделаем? Для этого игрушку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать как можно точнее подорожке, не сходить с намеченного пути.
Дети выполняют.
Воспитатель:Что происходит?
Дети: Двигается.
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Вывод: Магнитная сила действует через картон. Отмечают в схемах.
- Ребята, как вы думаете, через ткань магнит притянет предметы? Проверьте дома и узнаете.
3 часть. Рефлексия.
Воспитатель: Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями! Золушка, благодаря вам сможет попасть на бал. А герои мультфильмов попали домой.
- Молодцы, ребята! Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали о магните? Что- то было трудным? Воспитатель: Что вы можете рассказать о магните, о его свойствах. При рассказе можете использовать карточку – схему.
- Сколько добрых дел вы сегодня сделали (дети называют, кому помогли).А с помощью чего мы помогли героям (ответы детей). - Тот, кто делает добро получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?
Ответы детей.
- Сказочные герои очень вам благодарны за то, что вы так старались и помогли им. Вы настоящие умники и умницы! Награждение детей эмблемами «Умники и умницы».
Воспитатель: До свидания.