марина исаева
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о свойствах воды в процессе исследовательской деятельности, о значении воды в жизни людей, животных и растений, о круговороте воды в природе. Дать понятие значимости воды в жизни человека. Обратить внимание детей на то, где, и в каком виде существует вода в природе.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивающие: Развивать любознательность. Развивать речь детей, расширять словарный запас формирование умения правильно строить предложения, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать экологическую культуру детей, бережное экономное отношение к воде.
Материал: глобус; приборы и емкости для эксперимента; снег; лед; изображение природных явлений; иллюстрации «Кому нужна вода»; иллюстрации схемы «Круговорот воды в природе»; шапочки –капельки, тучки, капельки.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о воде; беседы на тему «Какой бывает вода», «Вода нужна всем», наблюдение за снегом, инеем, росой, сосульками во время прогулок; проведение опытов по замораживанию воды, и наоборот, таяние льда, снега в тепле, и т. д.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Ребенок: В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает.
Ребенок: Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей.
Ребенок: На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае.
- Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда.
Дети (вместе) : Без меня вам не умыться, Ни наесться, ни напиться!
- Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.
- Так ли это? Как вы думаете?
- Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.
- А для чего человек использует воду?
(Для питья, для поливки садов и огородов. Много воды идёт в производство).
-Для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил, и поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран.
Раздаётся стук в дверь, входит девочка в костюме капельки
- Ребята. Кто к нам пришёл? Кто ты?
Капелька : Я Капелька воды
- А зачем ты к нам пришла?
Капелька : На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами обладаю я?
- На вопросы ответить, ребята, сама Капелька не сможет. Ждёт она не дождётся, когда мы ей поможем. Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы?
Капелька : Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички – капельки. Это правда?
- Дети давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать в нашей группе.
2. Путешествие – поиск капелек воды по группе
(Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждой из найденных объектов).
В уголке природы: лейка с водой
- Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут
В туалетной комнате:
- Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки
Около мойки:
- Мыть посуду
На столе чайник с водой:
- Для питья
- Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать. (в луже, в реке, в озере, в море, в океане)
- Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на карту нашей планеты Земля.
- Что вы можете сказать? (воды больше, чем суши)
- Правильно.
3. Знакомство со свойствами воды:
- Ребята, нашу гостью интересует ещё один вопрос, какими свойствами вода обладает. Сейчас вместе с тобой отправимся в мини – лаборатории, и как настоящие учёные расскажем тебе Капелька об опытах, которые мы с ребятами проводили, чтобы помочь тебе найти ответ на твой вопрос.
(Дети рассказывают об экспериментах, которые проводили.)
«Вода жидкая, может течь»
Если перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода?
Почему?
Вывод: Вода жидкая.
«Какой формы вода?»
(Если взять узкую баночку и наполнить её водой. Перелить эту воду в широкую баночку. А теперь разлить воду в тарелочку. Она растекается лужицей).
Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму, в которой она находиться.
Оборудование: 2 баночки разного размера, тарелка, вода.
«Какого цвета вода?»
(Если взять стакан с водой и 9 разных цветных полосок, поочереди опускать и сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной)
Вывод: чистая вода не имеет цвета
Оборудование: стакан с водой, 9 цветных полосок
«Вода может изменить свой цвет»
В воду добавим волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Возьмем ватную палочку и помешаем ею в стаканчике с водой. Какая стала вода в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
«Какого вкуса и запаха вода?»
(Если попробовать, понюхать воду и апельсиновый сок, то мы почувствуем, что вода не имеет вкуса и запаха, а апельсиновый сок наоборот.)
Вывод: у воды нет вкуса и запаха.
Оборудование: стакан с водой, кружка с апельсиновым соком.
«Вода – растворитель»
(Если размешать в воде сахар, соль и попробовать на вкус.
- Что изменится? Вода станет сладкой, солёной).
- А что случилось с веществами которые мы положили в воду? Они растворятся)
Вывод: вода растворяет вещества
Оборудование: 2 стакана, вод, соль, сахар.
«Лед – твердая вода»
- Заливаем горячей водой лед. Что произошло?
– Лед превращается в воду.
Вывод: «Лед – твердая вода»
«Лед легче воды»
Если лед опустить в стакан с водой, то он будет плавать на поверхности воды.
Вывод: Лед легче воды.
«Снег - это вода»
Если в помещение внести снег, положить его на ладошки, что произойдет?
Вывод: снег тает и превращается в воду.
«Пар – это тоже вода»
Если взять термос с кипятком, открыть, мы увидим пар. Над ним поставим зеркало.
- Что появилось на стекле?
- На стекле появилась вода.
Вывод: Пар – это тоже вода.
4. Физкультминутка
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте)
Теплой земли на минуту коснуться, (приседают)
Каплями воды по земле растекутся. (берутся за руки)
Вышло солнце из-за туч
Опустило в лужу луч. (дети встают)
Капли в пар тут превратились,
К тучке в путь они пустились. (Сходятся в центр круга)
- Все капельки большие путешественницы.
Иллюстрация «Круговорот воды в природе».
Ребенок: По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то (идёт дождь).
Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит? (Солнце припекает и капельки испаряются – становятся невидимыми).
Наверху пар опять превращается в капельки воды.
А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).
Вывод: Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!
5. Закрепление понятия «Круговорот воды в природе»
– Ребята, я предлагаю вам поиграть.
Представьте, я – мама Тучка, а вы детки–капельки. Нам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, бегают, танцуют. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.
Капельки полетели на землю – поиграли, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они все вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (капельки соединяются в одну большую цепочку). Плывут капельки в одной большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала вернуться домой. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
– Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я так без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
«Вода нужна всем»
Если взять две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
Поставим цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Мы срезали на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их. Возьмем сосуд, наклеим на него этикетку «Живая вода» и поставим веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
«Фильтрование воды»
- Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная).
- Существуют разные способы очистки воды. Можно взять воронку, носовой платок, вату и ёмкости для воды, сделать фильтр).
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья.
Оборудование: воронка, носовой платок, вата, ёмкости для воды.
6. Дидактическая игра: «Где спряталась вода?»
Цель: Закрепление знаний о состоянии воды в окружающей среде.
- Посмотрите на картинки и соберите из них цветок, где спряталась вода.
Дети: - Это может быть и река, и снег, и сосулька, и пар, и туман, и дождь.
Воспитатель: - Получается, что вода – волшебница, она умеет превращаться.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу глядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
7. Итог:
- Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства? Перечислите:
- Вода не имеет формы.
- Вода не имеет запаха и вкуса.
- Вода – растворитель.
- Воду можно очистить.
- Вода может находиться в разных состояниях (жидком, твердом, парообразном).
Капелька : Спасибо, ребята, я сегодня узнала много о себе. А теперь я хочу с вами поиграть: игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
А сейчас сюрприз от Капельки :
Капелька угощает всех гостей и детей минеральной водой.