Костюнина Людмила
Конспект НОД «Путешествие с волшебной капелькой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие с волшебной капелькой
Задачи.
Образовательные.
1. Познакомить со свойствами воды при нагревании кипит, испаряется.
2. Закрепить у детей представление о свойствах воды: прозрачность, водорастворитель, вес, объем воды, ее агрегатных состояниях.
3. Закрепить у детей представления о существовании воды в природе об использовании человеком.
4. обогащать словарь детей по теме «Вода».
5. Учить детей выдвигать предположения, доказывать ее в процессе опытнической деятельности, развивать связанную речь.
Развивающие.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие с волшебной капелькой“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Развивать абстрактное мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).
2. Развивать произвольное внимание, память, зрительные, вкусовые анализаторы.
Воспитательные.
1. Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
2. Воспитывать аккуратность в работе с различными веществами.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование.
1. Спиртовка, ложка, спичка, пипетка, ведро.
2. Стаканчики с растительным маслом, сахарным песком, мукой, водой.
3. Модели воды, модели фиксации результатов опыта по растворению веществ.
4. Демонстрационное панно «Зачем нужна вода».
5. Иллюстрации: Капельки, Бабочка.
Предварительная работа.
1. Занятия по природному миру «Всем нужна вода» «Вода-друг человека».
2. Занятие по ОБЖ «В гостях у Мойдодыра».
3. Занятия по изобразительной деятельности рисование «аквариум», «Сосульки», «Снежинки».
4. Чтение художественной литературы: сказки - «Два ручья», «Мороз Иванович», «Снежная королева», стихотворение о воде, инее и т. д.
5. Наблюдения на прогулке за сосульками, снегом, льдом, инеем.
6. Подвижная игра «Ручеек».
7. Дид. игра: «Вода в природе», «Вода-друг человека».
8. Моделирование «Вода в жидком и твердом агрегатных состояниях».
9. Опытническая деятельность: «Цветные льдинки», «Окрашивание воды красками», «Вода жидкая, без запаха, без вкуса и др.».
Словарная работа.
Существительные: испарение, пар, мука, сахар, растительное масло, жидкость.
Глаголы: кипит, растворяет, не растворяет.
Индивидуальная работа.
Предложить малоактивным детям (определение на вкус и запах веществ).
Методические приемы.
1. Словесные: рассказ воспитателя, репродуктивные и продуктивные вопросы, проблемная ситуация, объяснение, напоминания, поощрения.
2. Наглядные: рассматривание содержимого стаканчиков, иллюстраций, панно, моделей, наблюдение.
3. Практические: экспериментирование, дид. игра «Узнай по внешнему виду, вкусу, запаху, подвижная игра «Ручеек».
Ход НОД.
Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде. А вы сможете найти ее в природе?
Дети: Вода - это дождик, снег: вода есть в кране, в реке, ручье, море, сосульки, в чайнике и т. д.
Воспитатель: Дети, к нам в д. /сад прислали конверт. Вам интересно узнать, что в конверте?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам покажу картинки – загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: выставляет картинку с изображением (облако, снежинка, дерево, водопроводный кран снеговик, дом). Где живет вода?
Воспитатель: Картинка с изображением (человек, дерево, животное, рыбы). Кто не может жить без воды?
Воспитатель: Что с нами станет без воды?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. В стихах, пословицах воду называют «матушка», «царица». Поэтому воду надо беречь!
Воспитатель: Как беречь воду?
Дети: Не надо тратить воду зря; нельзя загрязнять реки, п. ч. Оттуда вода приходит в наши дома.
Воспитатель: Ребята, а в конверте осталась еще одна загадка. Загадка – о капельке.
Дети: Капелька.
Воспитатель: Я вам расскажу очень необыкновенную историю про Капельку.
Воспитатель: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была капелька, это была маленькая девочка в прозрачном платьице. Скучно ей было в своем водном царстве. С такими же, как она, подружками, и решила она отправится в путешествие. А вы. Ребята, хотели бы вместе с капелькой отправиться в путешествие?»
Дети: Да?
Воспитатель: Тогда закроем глаза (звучит музыка).
Воспитатель: Открываем глаза. Что мы видим; Что приготовила нам капелька?
Дети: Стаканчики. (Дети садятся на стульчики за столы).
Воспитатель: Узнаем. Что приготовила нам капелька в волшебных стаканчиках.
Дид. игра «Узнай по внешнему виду, вкусу и запаху».
Посмотрим в каждом стаканчике
Дети: Сахар. Белый. Сладкий.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Что же во 2 стаканчике? Что это?
Дети: Мука, белый рассыпчатый порошок, безвкусный.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А это, что за жидкость? (дать детям понюхать и попробовать). Что это?
Дети: растительное масло. Пахучее маслянистое.
Воспитатель: Молодцы, обо всех веществах догадались, наша капелька начала спорить с этими веществами, кто из них сильнее. Капелька сказала : «Я растворю сахар. Дети. Как вы думаете, она права? (дети высказывают предположения)».
Воспитатель: Давайте и мы с вами посмотрим. Соединим воду и сахар и размешаем; что получилось?
Дети: Сахара не видно, он растворился. Вода осталась прозрачной, значит, вода растворяет сахар.
Воспитатель: Молодцы. Капелька сказала : «Я растворю муку» (дети высказывают предположения). А теперь посмотрим кто сильнее вода или мука. Соединим их и размешаем, что получилось.
Дети: Мука растворилась. Вода стала мутная. Вода не до конца растворила муку.
Воспитатель: капелька сказала : «Я растворю масло». Как вы думаете, она права? (Дети высказывают предположение) – что будет, если соединить масло и воду? (выслушать предположения детей). Теперь соединим и размешаем.
Дети: Масло не растворяется в воде, а плавает сверху. Масло победило, вода не растворяет масло.
Воспитатель: Что же, ребята, вода растворяет? А что не растворяет?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. А теперь мы выясним. Что вода может быть сильной и не очень. Капелька приглашает вас в кружок. (Дети встали из-за стола).
Воспитатель: Отправилась наша капелька дальше в путешествие. Навстречу летит ей бабочка. Капелька просит : «Помоги мне, бабочка, добраться к моим подружкам в ручеек». Бабочка отвечает: «я не смогу тебя отнести к твоим подружкам. Ты очень тяжелая». Ребята. Скажите, а вы как думаете? Какая наша капелька – легкая или тяжелая?
Дети: Легкая.
Воспитатель: А давайте проверим. Подставляйте ладошки, я вам капну на них. Убедились, что она капелька легкая?
Дети: Да.
Воспитатель: капельке, было хорошо в ее водном царстве, где она жила со своими прозрачными сестренками. Как вы думаете одну капельку тяжело держать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте проверим. А ведро капелек?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте выльем все наши капельки в ведро. Вот как много воды стало. Давайте поднимем ведро с водой. Тяжело?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, чем больше возьмем воды, тем нам будет тяжелее.
- Собрались все наши капельки, и образовался ручеек.
- Тогда вставайте и становитесь парами.
Подвижная игра «Ручеек» (звучит музыка).
Дети стоят парами друг за другом. Один из детей ручеек, он проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе пару. Оставшийся ребенок остается ручейком.
Воспитатель: Хорошими ручейками мы с вами были. А теперь посмотрите, наша капелька загрустила. Она вспомнила, что у нее нет крыльев, как у Бабочки. Что делать? Как помочь капельке? (предположения детей).
Воспитатель: Не волнуйся, капелька, мы знаем, как тебе помочь. Сейчас мы тебя нагреем. Ты станешь легкой и воздушной.
Эксперимент. «Нагревание и испарение воды».
Воспитатель: Давайте нальем несколько капель воды в ложку, нагреем ложку с водой под огнем и посмотрим, что получится. Посмотрите, вода закипела, а что за облако образуется над ложкой?
Дети: Пар.
Воспитатель: Правильно, ребята, это пар. А куда делась вода?
Дети: Вода превратилась в пар.
Воспитатель: Вот и исполнилось желание капельки, она стала воздушной и легкой и улетела облачком в небо. А нам пора возвращаться в группу из нашего путешествия. (Дети закрывают глаза – звучит музыка, потом открывают.)
Воспитатель: понравилось путешествовать с капелькой. Что вы узнали нового о воде в путешествие. Что вас особенно удивило?
Дети: капелька улетела.
Воспитатель: Капелька улетела, а нам оставила свои изображения.
- Давайте их разместим в группе там, где мы встречаемся с водой. (Дети размещают моде у водопроводного крана, в мойке, на окне, лейке и т. д.).