Елена Лыдина
«Путешествие с Капелькой». Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей
Задачи:
Обучающие: уточнить представления детей о значимости воды для всех живых существ; учить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой; закреплять имеющиеся знания о знакомых свойствах воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная, без запаха); продолжать знакомить со свойствами воды (вода растворяет, может менять свой цвет и вкус) в процессе исследовательской деятельности;
Публикация «„Путешествие с Капелькой“, Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь; учить делать элементарные обобщение и выводы; расширять и активизировать словарь (жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сладкая, солёная, зелёнка, марганцовка, растворились, течёт); развивать навыки проведения опытов, интерес к ним; учить соблюдать при этом необходимые меры безопасности; развивать сознательное отношение к бережному использованию воды.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде.
Методы обучения: словесные (рассказы воспитателя, детей, вопросы, рассуждения, объяснения, художественное слово); практические (показ, самостоятельное проведение опытов, приклеивание изображений капелек); наглядное (рассматривание, показ символов свойств воды).
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации «Кому нужна вода», беседы о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера, чтение сказки по мотивам мультфильма «Капелька», опыты (превращение снега в воду, воды в лёд, беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»; исследовательская деятельность в уголке природы; игры с водой, отгадывание загадок.
Оборудование: 5 альбомных листочков с нарисованными парафиновой свечкой капельками; 10 кисточек; голубая, разноцветная краска; «непроливайки» с водой; стаканчики; воронка; бутылочка: вазочка; молоко; 7 чайных ложек; сахар; соль; лимон; изображения «капельки»; эмблема ««Помыл руки — плотно закрой кран»
ХОД:
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
Поздоровайтесь, ребята.
Дети: Здравствуйте!
В: - Ребята, сегодня у меня для вас есть сюрприз. А что это, вы узнаете, когда закрасите волшебные листочки, которые лежат у вас на столах. Сейчас проходите за столы и начинайте закрашивать свои листочки голубой краской. (Дети закрашивают листы, на них появляется капелька, нарисованная парафиновой свечкой).
В: - Ребята, а как вы думаете, почему капелька пришла к нам? (Ответы детей)
В: - Эта Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. И сегодня она расскажет нам много интересного. (просмотр с детьми «Сказки о воде»)
В: - Ребята, а давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки у нас в группе и какую пользу они приносят. (Поиск объектов воды. На каждом объекте, где дети находят воду, приклеивают изображение капельки.)
В: - Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Объяснения детей, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов, расположенных в группе:
в уголке природы лейка с водой: Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут. Вспомните, ребята, когда однажды мы пришли в группу после выходных, что случилось в нашими цветами?
в групповой комнате краны для умывания: Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, кисточки, стаканчики. (оставить банку для капающей воды)
кран для мытья рук взрослых: мыть руки воспитателю, помощнику воспитателя, готовить воду для закаливания, для мытья игрушек, полов, влажной уборке группы.
в буфетной: помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, протирать столы.
в буфетной на столе чайник с водой: вода нужна, чтобы мы могли ее пить.)
В: - Вот мы с вами и нашли всех сестричек-капелек, которые живут у нас в группе.
В: - Вы знаете, ребята, Капелька воды, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с Капелькой побывать волшебниками? (ответы детей)
В: - Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды) (ответы детей)
В: - Правильно вы догадались, это наша волшебница Капелька приглашает нас в свою лабораторию заняться волшебством.
ОПЫТ № 1
«Вода — это жидкость»
В: - Перельем воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой? (она переливается из одного сосуда в другой). Возьмите стаканчики с водой и вылейте ее в ведерко. Что вы сделали сейчас с водой? (ответы детей: вылили, перелили)
В: - Так что же такое вода? (ответы детей)
Вывод: Вода — это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
ОПЫТ № 2
«Вода не имеет запаха»
В: - Ребята, мы узнали, что вода — это жидкость. А теперь, я предлагаю вам понюхать воду. Чем она пахнет? (ответы детей). Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы детей)
В: - Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в нее капну сок лимона? (размешиваю и даю каждому ребенку понюхать). Чем пахнет вода?
В: - Давайте сделаем вывод: чистая вода ничем не пахнет. Вода без запаха.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Представьте, что вы капельки воды.
Капля с капелькой слетала, (берутся за руки)
капля капельку задела, (идут по кругу)
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками вверху)
в лужу тёмную попало, (взмахи руками внизу)
солнцем греется вода, (встают)
улетает в никуда. (поднимают руки вверх)
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки)
вместе держатся за ручки - (идут по кругу.)
и плывут по небу тучки.
ОПЫТ № 3
«Вода бесцветная»
В: Ребята, посмотрите, что нам приготовила Капелька в этих стаканчиках (молоко, вода). Какого цвета молоко? Можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей). Хотите поиграть, тогда закрывайте глазки. (Опускаю ложечки в стаканы с водой и молоком). Открывайте глазки! А теперь отгадайте, что я опустила в стакан с водой? А, что в стакан с молоком? Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (ответы детей).
В: Но мы с вами говорили, что вода-волшебница и я знаю, что она может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Тогда возьмите кисточки и обмакните их в любой краске и помешайте кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы детей) Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала желтой, зеленой, синей, красной.
В: Давайте сравним воду в ваших стаканчиках с водой в моем стаканчике (дети сравнивают). Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. Но она может менять свой цвет.
ОПЫТ № 4
«Вода не имеет вкуса»
В: Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета какая на вкус? (ответы детей). Лимон какой на вкус? (ответы детей). Теперь попробуйте водичку с стаканчиках (вода в стаканчиках чистая). Какая она на вкус? (ответы детей). Возьмите ложечки и добавьте то вещество, которое находится перед вами (сахар, соль). Размешайте получше. Попробуйте воду в своих стаканчиках. Какая на вкус вода в ваших стаканчиках? (ответы детей: вода сладкая, соленая). Почему?
Вывод: у чистой воды нет вкуса, она безвкусная. Но она может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
В: Итак, ребята, вы сегодня были молодцы! Вам понравилось быть волшебниками? Давайте вспомним еще раз, что мы узнали о воде?
Вода — это жидкость, ее можно налить, перелить
Вода — без запаха
Вода — бесцветная
Вода — безвкусная
В: Ребята, а вы ничего не слышите? (запись капающей воды) Ой-ой-ой, после завтрака кто-то мыл руки и забыл закрыть кран. Посмотрите сколько воды накапало в банку? (показ банки с водой)
В: Ребята, вы знаете, что воду надо беречь? (ответы). Когда моешь руки, кран нужно хорошо закрывать. Для умывания, приготовления пищи нам нужна только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Ручей засох, родник ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап,
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря,
А то пройдет немного лет -
И нет водицы — нет, нет, нет.
В: Лаборатории Капельки пора закрываться. А чтобы вы, ребята, не забыли о том, что воду надо беречь, Капелька хочет оставить напоминание «Помыл руки — плотно закрой кран».
В: Давайте попрощаемся с Капелькой и попросим ее еще раз вернуться к нам.