Марина Гринькова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Природный материал — песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
в старшей группе по теме «Природный материал-песок»
(направление «Познавательное развитие»)
Цель:
Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей со свойствами песка;
- формировать представление о том, как добывают песок, как его использует человек.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Природный материал — песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- развивать у детей представления о самоценности природы;
- развивать сенсорные ощущения, совершенствовать умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов;
- развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
- воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Оборудование: песок, лупа, стакан с водой и палочка, досточки, разноцветный песок, ложки.
Ход занятия
Этюд «Дружба»
(психологический настрой)
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, ребята, а настроение у вас какое?
Дети: Хорошее, веселое.
Воспитатель: Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправить в научную лабораторию и стать настоящими исследователями. Вы знаете кто такие исследователи?
Дети: Люди, которые исследуют, изучают что-либо.
Воспитатель: Где находится лаборатория, я не знаю, но есть карта (воспитатель разворачивает карту и показывает детям). Карта укажет нам направление движения. Смотрите, путь в научную лабораторию определен стрелками красного цвета. Найдите, где в группе наше направление.
(Дети определяют направление. Идут по стрелкам и переходят из группы в экологическую комнату).
Воспитатель: Ребята, мы пришли правильно, это научная лаборатория.
(Воспитатель и дети подходят к столам, где приготовлено оборудование).
Воспитатель берет в руки стакан наполненный песком.
Воспитатель: Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок, который образовывается в результате разрушения твёрдых горных пород. Где мы можем встретить песок?
Ответы детей: На пляже, на дне речки, добавляют в цемент и получают песок, изготавливают стекло.
Воспитатель: Совершенно верно песок можно встретить на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Я предлагаю, вам, как исследователям провести опыты с песком. Вы согласны?
Дети: Да.
Опыт № 1
Воспитатель: Берем стакан с песком, аккуратно набираем ложку песка и высыпаем на досточку. Берем в руку лупу и рассматриваем песок. Что мы видим?
Дети: мы видим мелкие песчинки.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: Форма разная. Квадратная, овальная, круглая.
Воспитатель: Возьмем песок в руку и почувствуем его сыпучесть. Какой можно сделать вывод?
Дети: Песок состоит из мелких песчинок, он сыпучий.
Опыт № 2:
Воспитатель: Берем стакан с водой и наливаем в сухой песок. Ложкой перемешиваем песок, чтобы он весь намок. Теперь берем в руки влажный песок и лепим «пирожки», получилось у всех?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки сухой песок и лепим «пирожки». У всех получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете почему у вас не получается слепить «пирожки»?
Дети: Потому что сухой песок рассыпается и не держит форму.
Воспитатель: Теперь берем влажный песок и лепим «пирожки». Ребята, получается лепить «пирожки»?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Песок мокрый, хорошо лепится, сохраняет свою форму, а сухой песок — рассыпается, не держит форму.
Воспитатель: Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим из своих рабочих мест и становимся в круг.
Физкультурная минутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз - присели, два – привстали
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно встали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Опыт № 2:
Воспитатель: Проходим на свои места (дети занимают свое рабочее место). Проведем еще один опыт, и выясним, растворяется ли песок в воде. Возьмем стакан с чистой водой и в него аккуратно с помощью ложки насыпаем песок, размешиваем. Отставили стакан с песком. Возьмем другой стаканчик с чистой водой и насыпаем в него ложечку сахарного песка и размешаем. Посмотрите на два стакана. Что мы видим?
Дети: Вода с песком помутнела, но песок не растворился в воде. А в стакане, куда насыпали сахарный песок, вода цвет не поменяла, но сахар растворился.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок нет.
Воспитатель: Ребята, вы были настоящими исследователями! Что вы сегодня узнали?
Дети: Мы сегодня узнали, что песок относится к не живой природе, песок можно встретить на берегу моря, на дне речки, в пустыне. Песок сыпучий, желтого и белого цвета. Песок состоит из крупинок. Песок не растворяется в воде. Мокрый песок хорошо лепит, а сухой не лепится.
Рефлексия «Песок настроения».
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у меня на столе разноцветный песок. Я предлагаю вам наполнить вазу разноцветным песком. Если вы считаете, что справились с заданием, вам легко было их выполнять, возьмите в руку песок красного цвета и высыпьте в вазу. Если испытывали затруднения – зеленый песок.
Дети выбирают цвет и наполняют песком вазу. Воспитатель уточняет у детей, с какими трудностями они столкнулся на занятии, если ребенок выбрал зеленый цвет.
Воспитатель: – Ребята, теперь если вам понравилось наше путешествие, в вазу насыпьте желтый песок, а если не понравилось – синий.
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами проводить опыты, но наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся в группу.
Дети возвращаются в группу.