Лариса П
Конспект НОД по познавательному развитию «Поможем «Здоровячку» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию
«Поможем «Здоровячку»»
Цель: формирование представлений детей о важности внутренних органах человека.
Задачи:
- Познакомить с основными органами (сердце, легкие, кожа) их названием, расположением и функциями.
- Уточнить представление о значении кожи.
- Формировать умения детей опытным путем подтверждать полученные знания.
- Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Поможем „Здоровячку“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: Изготовили макеты легкого.
Проводила беседы: «Чтобы кожа была здоровой», «Внутренние органы человека», «Как органы человека помогают друг другу», «Скажи здоровью – да!». Расширила словарный запас детей словами: Сердце, легкие, кожа, диафрагма.
Рассматривали таблицу «Что вредно, а что полезно для кожи», иллюстрации в «Энциклопедии здоровья для детей».
Дидактические игры: «Части лица или органы чувств», «Отгадай, что это», «Узнай и назови».
Оборудование: проектор, ноутбук, видеопрезентация, ширма, шприцы объемом 20 м3, трубочки от капельницы, слабый раствор марганцовки, 2 тазика со льдом, 2 тазика с горячей водой, 4 термометра, макет «Строение легкого» по количеству детей, аудиозапись «Стук сердца», «Тяжелое дыхание», «Дрожащий голос», музыка для физминутки, музыка для передвижения, музыка для переодевания халатов, влажные салфетки, полотенца.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с ними.
Психоэмоциональный настрой детей
Воспитатель: Поприветствуем всё, что нас окружает.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
(С пальчиками правой руки по очереди «здороваются», пальчики левой руки, похлопывая друг друга кончиками).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «здравствуйте»?
(Ответы детей).
Воспитатель: Когда мы произносим это слово, то не просто приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Важно произносить слово с улыбкой и хорошим настроением. А когда у нас хорошее настроение?
Дети: Когда мы здоровы.
Проблемная ситуация
Видеопрезентация
На экране видео загадка – рисунок:
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица такая
И улыбка на весь рот –
Нет ни горя, ни забот!
Ручки, ножки, огуречик -
Получился человечек.
Веселый человечек становится грустным раздается стук сердца, тяжелое дыхание, дрожащий голос
Воспитатель: Кто это?
С экрана голос: Меня зовут Здоровячок. Мои органы (сердце, легкие и кожа) поссорились. Каждый считает, что он самый главный. И от этого я заболел. Помогите моим органам разрешить спор, а мне выздороветь.
Воспитатель: Что делать?
Определение детьми цели деятельности
Дети: Надо помочь Здоровячку выздороветь, разрешить спор органов.
Воспитатель: А как вы считаете, что мы можем для этого сделать? (варианты ответов детей)
Мотивация детей к деятельности
Здоровячок : А что если вам провести исследования в лаборатории «Хочу все знать!», и опытным путем выяснить какой из органов самый главный!
Воспитатель: Что ребята отправимся в лабораторию? Друг за другом все встаем и под музыку идем!
Музыка «Вместе весело шагать»
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Совместная поисковая деятельность по решению проблемы.
На экране появляются заставка Лаборатория «Хочу все знать!»
Ширма с надписью: Лаборатория «Хочу все знать!»
Воспитатель: Вот мы и пришли. Чтобы разрешить спор органов человечка, нам необходимо перевоплотиться в ученых, для этого одеть специальную одежду (под музыку дети одеваются).
( Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца»).
Воспитатель: Что вы слышите? Тук-тук, тук-тук. Положите руку на грудь, что вы чувствуете?
Дети: Это тихонько бьются наши сердечки.
Воспитатель: А, что вы знаете о сердце?
Дети: Сердце похоже на насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови – накормить все тело. Сердце качает кровь и помогает ей двигаться. Сердце очень важный орган. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.
Воспитатель: А кто знает, как определить размер своего сердца? Сожмите ваши кулачки. Вот примерно такого размера и ваши сердечки. А как вы думаете, у меня сердце больше вашего? Хотите узнать, как работает сердце?
Дети: Да.
Воспитатель: прошу юных исследователей занять рабочие места за столом.
1. Эксперимент «Сердце бывает слабым и сильным»
Цель: смоделировать работу здорового, «сильного», тренированного и «слабого» нетренированного сердца.
Для этого возьмем шприцы (20 м3) наполненные марганцовкой - «кровь» и прозрачные трубочки, которые будут «артериями».
Впрыскиваем «кровь» в трубочки. Что произошло? (Ответы). Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость. Как вы думаете, какой можно сделать вывод? А теперь, впрыснем жидкость с разной силой нажима. (Часть детей вводит медленно, часть быстро)
Вывод: Тренированное здоровое сердце делает сильные толчки, и двигает по организму кровь на большее расстояние, а слабое на меньшее расстояние. Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать для тренировки сердца?
Дети: Надо заниматься спортом, делать зарядку, больше гулять и двигаться.
Воспитатель: Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А сейчас увеличим физическую нагрузку:
«Веселая разминка» (музыкальная физминутка)
(Присели на ковер)
Воспитатель: Снова приложите руку к сердцу. Чувствуете разницу? (Сердце забилось сильнее) Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым.
Воспитатель: Может человек прожить без сердца? (Нет)
Какой сделаем вывод?
Дети: Сердце важный и нужный орган человека.
( Звуковое сопровождение упражнения: «Тяжелое дыхание»).
Воспитатель: Что вы слышите? (варианты ответов детей)
Воспитатель: У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Вы знаете, что это за орган?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали?
Дети: Руки поднялись.
Воспитатель: Руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните, что произошло?
Дети: Руки опустились. Так работают наши легкие.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о легких?
Дети: Легкие – органы дыхания, расположены в грудной полости. Они нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь воздухом.
Воспитатель: Кто знает, как воздух попадает в лёгкие?
Дети: Через нос, рот.
Воспитатель: А хотите, посмотреть, как работают наши легкие? Проходим в лабораторию.
2. Эксперимент «Как работают наши легкие»
Цель: смоделировать работу легких с помощью макета.
Воспитатель: Мы с вами вчера изготовили макет. Какие будут предположения, что он моделирует? Бутылка – это грудная клетка, шарики внутри – легкие, две трубочки – нос, шарик внизу – диафрагма. Если мы диафрагму опускаем вниз – легкие наполняются воздухом, поднимаем вверх – происходит выдох. Возьмите себе по макету и посмотрите, как работают наши легкие. Вниз – вдох, вверх – выдох. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ребята мы узнали, как работают лёгкие?
Воспитатель: Как вы думаете, как тренировать легкие?
Дети: Надувать шары, пускать мыльные пузыри.
Воспитатель: Правильно, легкие постоянно трудятся, мы должны о них заботиться. Стараться не простужаться, дышать чистым воздухом, делать дыхательную гимнастику.
(Дети выполняют комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой).
«Ладошки»
• Занять положение, стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
• При вдохе ладони сжимаются.
• Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
• После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется. (5 -6 раз)
Воспитатель: Как вы думаете, может человек прожить без дыхания? (Нет)
Воспитатель: Проверим? Вдохните носом глубоко и задержите дыхание на несколько секунд. Получается?
Вывод: Мы убедились, что человек не может жить без дыхания. Какой можно сделать вывод?
Дети: Легкие тоже важный орган.
( Звуковое сопровождение упражнения: «Дрожащий голос»).
Воспитатель: Как вы думаете, что это? (Человечек замерз).
Воспитатель: Кто знает, какой орган, отвечает за сохранение тепла организма человека? (варианты ответов детей)
Воспитатель: Какую функцию выполняет кожа?
Дети: Кожа защищает внутренние органы от повреждений, грязи и микробов, покрывает все тело человека, защищает нас от перегревания и переохлаждения.
Воспитатель: Проверим?
3. Эксперимент «Перегрев, охлаждение»
Цель: познакомить детей с осязательной функцией кожи.
Воспитатель: Для чистоты эксперимента, предлагаю поделиться на испытуемых и испытателей. Четверо испытуемых, измерьте температуру своего тела, запомнили, а теперь погрузите руки в чаши с водой. Что вы ощущаете (ответы детей).
Звучит музыка. Выдержать минуту в воде
Воспитатель: Можно протереть руки. Испытатели обратите внимание на кожные покровы рук испытуемых. ( Сравнить: потрогать, рассмотреть, определить цвет и температуру). Как вы думаете почему такие отличия. (Варианты ответов детей)
Воспитатель: Кожа, являясь органом чувств, посылает в мозг сигнал, холодно или горячо. А мозг дает команду сосудам: если горячо, сосуды расширяются, теплообмен увеличивается, кожные покровы становятся красного цвета. Если холодно, сосуды сужаются, теплообмен уменьшается, кожные покровы белеют и могут даже синеть. Тем самым, кожа предохраняет организм от перегрева и переохлаждения. Испытуемые, измерьте температуру своего тела. Температура вашего тела не изменилась. Какой можно сделать вывод: кожа сохраняет организм от перепадов температуры.
Вывод: Человек без кожи не сможет жить. Кожа важный орган.
Воспитатель: Что делать, чтобы ее сохранить здоровой? (Ответы детей) Соблюдать гигиену….
Воспитатель: Так какой же орган самый важный?
Дети: Все органы важны.
На экране появляются веселый Здоровячок.
Здоровячок : Ребята, огромное вам спасибо за оказанную помощь! Мои органы помирились, и я выздоровел УРА!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу, не забываем снимать халаты.
Песня «Вместе весело шагать»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята нам удалось, помочь Здоровячку? Какие трудности вы испытывали? Почему? Кому можете объяснить важность органов человека?