Ирина Вихрова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лес — это зелёный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №9 г. Липецка.
По ознакомлению с окружающим миром.
«Лес это зелёный дом».
Подготовила и провела
воспитатель высшей категории Вихрова И. Ю.
Липецк Апрель 2017г.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Лес — это зелёный дом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;
- показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
- закрепить знания детей о значимости фольклора и его взаимосвязи с лесом;
- сформировать у ребёнка представления о неразрывной связи человека с природой.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и аргументировать свой ответ;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.
Воспитательные:
- воспитывать детей ценить и беречь природу;
- воспитывать эстетический вкус, видеть и ценить красоту природы.
Материал:
- музыкальные композиции;
- макеты лесных деревьев, цветов, кустов, ягод, муравейник;
- мягкие игрушки обитателей леса: звери, птицы, насекомые, лесовичок;
- плакат из серии «Берегите лес»;
- плакат «Лесные подсказки»;
- иллюстрации: «Сосновый бор», «Дубрава», «Берёзовая роща», «Ельник».
Предварительная работа:
- чтение рассказов о лесе и его обитателях;
- беседы с детьми на тему «Лес»;
- просмотр мультфильмов на тему «Лес»;
- заучивания стихов, поговорок на тему «Лес»;
- самостоятельная деятельность - развивающие настольные игры по теме;
- проводится эстетически – художественная работа по теме;
- совместное изготовление в группе «Красной книге» и папки «Правила поведения в лесу».
Содержание НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем «зелёном друге» ,а кто он, узнаете когда отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом.
Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка? (о лесе)
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сделать модель леса. Но сначала давайте вспомним, какие деревья растут в лесу. (дуб, берёза, сосна, ель, рябина)
- Вспомните, какой бывает лес и почему его так называют?
(хвойный, лиственный)
- Ребята, вы знаете, как называется участок леса, где растут только берёзы?
- «Берёзовая роща» воспитатель показывает иллюстрацию.
- Как называется участок леса, где растут только сосны?
- «Сосновый бор» воспитатель показывает иллюстрацию.
- Как называется участок леса, где растут только дубы?
- «Дубрава» воспитатель показывает иллюстрацию.
- Как называется участок леса, где растут только ели?
- «Ельник» воспитатель показывает иллюстрацию.
Воспитатель прикрепляет иллюстрации к доске.
- А Как называется лес, если деревья в нём лиственные и хвойные?
Воспитатель убирает ширму с ковра на котором стоят макеты деревьев. (смешанный)
Звучит музыка шорох деревьев от ветра.
- Ой, как шумит наш лес.
Лесовичок: (грам. запись) Какой же это лес! Тут только одни деревья.
Воспитатель: Ой, кто это?
Выставляется мягкая игрушка старичка – лесовичка.
Лесовичок: Это я седой старик, называюсь лесовик. Лес я сторожу и за порядком слежу.
Воспитатель: Здравствуй старичок – лесовичок. Ребята знают, что такое лес.
Вот послушай стихотворение, которое прочтут вам дети.
Что такое лес?
Сосны до небес,
берёзы и дубы,
ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
пригорки и низинки,
мягкая трава,
на суку сова.
Ландыш серебристый,
воздух чистый – чистый
и родник с живой со святой водой.
Воспитатель:
- Ребята, что не хватает в нашем лесу? (кусты, гриб, цветы)
- Куда посадим кусты? (рядом с деревьями)
-Куда посадим грибы? (под деревья)
- Правильно, каждый грибок дружит со своим деревом.
- Какие в лесу растут цветы и ягоды?
Воспитатель раздаёт цветы, грибы, ягоды и спрашивает название.
- Вот Лесовичок, мы всё посадили.
Лесовичок: Всё равно это ещё не лес.
- Ребята, почему это ещё не лес, кого не хватает?(дети перечисляют)
- Давайте начнём с самых маленьких жителей леса. Послушайте загадку.
Мы – лесные жители,
Мудрые строители
Строим всей артелью
Дом, себе под елью.
(муравейник)
-Кого сначала будем заселять? (насекомых)
Воспитатель спрашивает ребёнка, кого он будет заселять и даёт это насекомое.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в природе нет ничего лишнего.
Как вы думаете, кого в лесу называют «мусорщиками»?
- Черви и другие микроорганизмы поедают опавшие листья, останки погибшего животного, а грибы перерабатывают всё это в удобрение. Вот и выходит, что они в лесу наводят порядок и питают растения.
А мы знаем что. «Растения – земли украшения».
Лесовичок: Жалко, что эта красота скоро погибнет!
Воспитатель: Дети, почему наш лес может погибнуть? Что нам делать?
(насекомые всё съедят, надо заселять птиц)
- Какие птицы живут в лесу? (кукушка, дятел, синичка, сова, утка)
Дети называют птиц, воспитатель их раздаёт.
- Теперь можно не бояться за наш лес. Ребята, ещё какие жители леса питаются растительностью? (заяц, белка, лось, олени)
- Как таких животных, можно назвать одним словом? (травоядные)
- Кто в лесу охотится на травоядных? (волк, лиса)
- Как таких животных, можно назвать одним словом? (хищники)
Дети отвечают на вопросы воспитателя, который даёт потом мягкие игрушки животных для заселения в лес.
- Ребята, как вы думаете, кого называют «санитарами леса»? Почему?
-Как вы думаете хищнику, какого зайца легче поймать, больного, старого или здорового?
- Дети, чем питается медведь, ёж, кабан?
- То есть всё, как тогда мы назовём их одним словом? (всеядные).
Звучит музыка леса: пение птиц, шелест деревьев, рычание зверей,журчание ручейка.
Воспитатель:
Солнце глазки открывает
Лес притихший оживает
Дверь лесную отвори
В дом зелёный заходи!
- Ребята, что- то невидно нашего лесовичка. Значит ему наш лес понравился.
Давайте и мы отправимся в лес на волшебную полянку!
Звучит музыка леса: пение птиц, шелест деревьев.
Дети по лесу гуляли идут по кругу, смотрят во все стороны.
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели смотрят вверх
И их лучики согрели поглаживают плечи руками
Бабочки летали летают как бабочки
Крылышками махали
На нос села пчела пальчиком показывают на нос
Посмотрите в низ, друзья смотрят в низ
Мы листочки приподняли эмитация поднятия листика и
В ладошку ягоды собрали сбора ягод
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. садятся на ковёр.
Воспитатель:
- Дети, подумайте, почему лес называют «зелёным домом»?
(лес это дом для животных, птиц, насекомых, растений)
Ребята мы знаем правила поведения в лесу?
- Давайте их повторим:
1 – птичьи гнёзда и муравейники не разорять.
2 – деревья не губить.
3 – в лесу не шуметь.
4 – не рвать мухоморы.
- Почему говорят: «Лес – наше богатство»?
(лес даёт человеку пищу, отдых, знания)
- Человек всегда дружил с лесом, изучал его, а свои наблюдения выражал в пословицах и поговорках. Давайте вспомним их, я буду начинать, а вы заканчивать.
«Рощи да леса – всему свету краса»
«Лес и вода – брат и сестра»
«По лесу ходи – под ноги смотри»
«Лес не школа – а всех учит»
- Правильно учит! Вот посмотрите игра «Лесные подсказки».
Мы сей разгадаем природные подсказки.
Воспитатель подводит детей к доске с игрой. На ватмане с двух сторон картинки, справа картинки- ответы закрыты.
1 картинка.
-Что заметил человек, наблюдая за горящим деревом (от костра тепло)
Ребёнок открывает картинку напротив, проверяя свой ответ.
2 картинка.
- Что узнал человек, попробовав мясо, обожжённого в костре?
(мясо стало вкусней)
3 картинка.
- Что изобрёл человек, наблюдая за летящей птицей? (самолёт)
4 картинка.
- Что изобрёл человек, наблюдая за стрекозой? (вертолёт)
5 картинка.
- Что изобрёл человек. наблюдая за рекой, рыбой? (лодку, пароходы)
6 картинка.
- Что заметил человек, попробовав воду из родника?
(вода проходя, через подземные фильтры становится вкусней и холодней; водопровод)
7 картинка.
-Что заметил и изобрёл человек, простояв под дождём (удобно мыться; душ)
8 картинка.
- Что узнал и изобрёл человек, наблюдая за солнцем?
(солнце источник тепла и света; лампочку, солнечные батареи)
Воспитатель: Молодцы, сразу видно, что вы любите наблюдать.
Ребята вы заметили воздух в лесу какой? Почему?
(чистый, потому, что много деревьев)
- Лес ничего не жалеет даря нам свои дары а взамен только просит, чтобы мы с вами к ней были чуточку добрей.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц.
Когда поймёшь ты, наконец.
Врубаясь в мёртвые пароды,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец.
Воспитатель:
- Что автор хотел сказать людям, написав это стихотворение?
(природу надо беречь, без неё мы погибнем)
- Правильно! Если бы не вмешательство человека, лесов на земле было-бы гораздо больше. Учёные и экологи всех стран, что делают?
(вывешивают плакаты, печатают красную книгу)
Воспитатель показывает плакат со славами:
Много леса – не губи
Мало леса – береги
Нет леса – посади.
- Ребята давайте вспомним стих, который мы учили ещё в средней группе.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если все: и я, и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- А теперь стихотворение,которое мы выучили недавно.
Если деньги накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Пароход и самолёт
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу
И не спрячешь в кошелёк
Родничок и тополёк.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в наш волшебный хоровод, который нас перенесёт в группу.
Хоровод «Шире круг»
Шире круг, шире круг, музыка зовёт.
Всех друзей всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине
Дружат рыбы в глубине
Дружит с небом океан
Дружат люди разных стран.
Воспитатель:
- Вот мы и в группе. Ребята вы узнаёте эту папку? Что в ней?
(правила поведения в лесу)
- Вы поняли как важно помнить и соблюдать эти правила?
- Молодцы!
Лесовичок: Это вам от меня! Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережёт. Тот, кто веток не сломает, тот кто птичку не спугнёт. Мухомор сшибать не станет и костёр не разведёт. Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
Раздача угощения.