Марина Валерьевна Каюшникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Живые часы»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 «Родничок»
РСО-Алания г. Моздока
Тема: «Живые часы»
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы
ппы[/b]
Выполнила: воспитатель
Каюшникова Марина Валерьевна
2017 год
Цель: Расширить представление детей о птицах и растениях.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Живые часы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Задачи:
Познавательное развитие
продолжать обогащать представления детей о мире природы
закрепить представления о растениях и птицах ближайшего окружения
познакомить с понятием «живые часы»
показать, как человек в своей жизни может использовать «живые часы»
показать какие часы создал сам человек
уточнить знания детей о причинно-следственных связях в природе
Речевое развитие
обогатить речь детей существительными, обозначающими предметы и явления ближайшего окружения
обогатить речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов и явлений природы
помочь детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом
развивать умение поддерживать беседу
Художественно-эстетическое развитие
содействовать эмоциональному общению детей
способствовать развитию фантазии детей
развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения
Словарная работа: активизация слов по теме «Птицы», «Цветы». Вести новые слова «напольные», «настенные», «наручные» - часы, а также башенные часы - куранты.
Предварительная работа:
чтение художественной и познавательной литературы
рассматривание иллюстраций в книгах «Мир растение», «Птицы»
наблюдения на прогулке за птицами и растениями
беседы и рассказ воспитателя по теме
дидактические игры «Собери картинку», «Домино», «Что происходит в природе»
чтение с детьми художественной литературы о природе
Материалы и оборудования: ноутбук, экран, проектор. Настольная игра «Что сначала, что потом»; картинки по теме «Птицы», «Растения», клей, салфетки, готовые страницы из книги (Лепбук, художественные книги о природе.
Методы и приемы: наглядный - презентация; словесный метод - беседа, вопросы воспитателя, пояснения; игровой – настольно-печатная игра «Что сначала, что потом», дыхательная гимнастика «Часики»; практический метод – приклеивание картинок на страницы Лепбука. Музыкальное упражнение -«Птички прилетели»
ХОД НОД.
(дети стоят в кругу)
1 часть. Презентация.
Воспитатель: Здравствуйте дети, меня зовут Марина Валерьевна. Сегодня у вас много гостей давайте мы с ними тоже поздороваемся.
- А теперь возьмемся за руки, глубоко вздохнем и медленно выдохнем. День только начался и впереди много интересного и увлекательного. Я уверена, что у нас сегодня все получится. Я вижу перед собой много красивых, улыбающихся детей. Еще я заметила вы умные, любознательные и наблюдательные дети. Я права!
- Я хочу рассказать вам, что сегодня случилось со мной. Я чуть не опоздала к вам в гости. А все по тому, что все часы у меня дома остановились. Я не смогла узнать который час!
- А у вас дома есть часы? Я думаю, вы все знаете зачем они нам нужны? (выслушать предположения детей)
- А вот если представить, что все часы на свете взяли и остановились? Что случилось бы тогда?
(Дать возможность детям пофантазировать. Например, папа опоздал бы на работу и расстроился. «Пошли бы мы в магазин игрушек – а он закрыт», «Мы могли бы опоздать на поезд или самолет»)
- Как же люди раньше жили без часов? Ведь было такое время, когда часов не было? Как люди определяли время?
(Дать возможность детям поразмышлять, помочь в случае затруднения)
- Оказывается часы и раньше были, но они были другими – «живыми». Может быть, кто-нибудь из вас знает,что такое «живые часы»? (Ответы и догадки детей)
- Вы наверно удивитесь, но вы их уже видели.
-Хотите узнать, какие бывают живые часы? Хорошо, я вам сейчас расскажу и покажу! Садитесь на стульчики.
(дети проходят на стульчики)
Воспитатель: Есть в природе звучащие живые часы. Весной и летом легко определить время по пению птиц. СЛАЙД №2.
СЛАЙД № 3. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самым первым. (ПЕСНЯ СОЛОВЬЯ)
- Чуть позже просыпается жаворонок. СЛАЙД №4
- На рассвете начинает петь зяблик. СЛАЙД №5.
СЛАЙД №6. - А вот воробей, просыпается поздно. Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 часов утра. Как воробьи зачирикали, значит и нам скоро пора вставать в детский сад.
- Но самый верный утренний будильник – петух. Причем не только, весной и летом, но и в любое время года. Кто знает потешку про петушка. (Дети читают вслух)
СЛАЙД №7. ПЕТУХ
Петя, Петя – петушок.
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано так встаешь,
Детям спать не даешь.
- Слышите - музыка. Она нас зовет поиграть. Подойдете ко мне. Повторяйте за мной движения.
Динамическая пауза «Птицы – пальчики» (под музыку)
- А вы знаете, обладают чувством времени, не только птицы, но и растения. Будем смотреть дальше? Хорошо. Садитесь.
СЛАЙД №8. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас время? Ведь у них нет ни рта, ни языка, они не поют как птицы?
(Подтолкнуть детей к правильному ответу, рассуждая с ними)
СЛАЙД № 9. Цветы раскрывают свои лепестки и закрывают в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются. Угадали это цветок.
СЛАЙД №10. Верно, это одуванчик.
У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись,
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
«На часах ровно пять
Можете еще поспать»
-Правда, в пасмурную погоду его лепестки совсем не открываются. Так он чувствует приближения дождя.
СЛАЙЦД №11. А вот лютики.
Лютики, лютики – желтые салютики
Разлетелись по полям, словно парашютики.
Разлетелись по садам.
И желтеют тут и там.
Раскрываются лютики в 7 часов утра, а закрываются днем. Лютики считаются ядовитыми цветами. Вам знакомо это слово? (Опасные)
СЛАЙД №12. Это календула. Календула наоборот является лекарственным растением. Растет на клумбах и распускается в 8 часов утра, в это время вы приходите в детский сад.
СЛАЙД №13. Заставка. Люди внимательно наблюдали за птицами, растениями, поэтому могли определять время.
- А вы любите наблюдать за растениями и птицами.
- А где вы за ними наблюдаете? (на прогулке, в роще, в лесу)
- А играть вы любите? Хотите поиграть? Хорошо! Игра называется «Это правда или нет?» Подойдите ко мне встанем в круг.
(дети стоят в кругу)
Игра «Это правда или нет?»
Цель: формировать умение находить неточности в тексте.
Воспитатель:Я буду читать стихотворение, а вы слушайте внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает. Чего не бывает вы топаете, а что бывает – хлопаете. Готовы?
«Это правда или нет?»
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас?
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
Воспитатель: Да трудно вас перехитрить. Все нашли ошибки, молодцы! Вам понравились живые часы как вы думаете, удобны «живые» часы? Можно их с собой носить? (Нет. живые часынельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет, в больших городах не поют петухи, живые часы хороши только в хороший солнечный день. Если ярко светит солнце, хорошая погода)
(Дети стоят)
Воспитатель: Люди изобрели другие часы. Сейчас существует много разных видов часов.
- Вот посмотрите на эти часы. СЛАЙД № 14
- Подскажите, как будут называться часы, которые стоят на полу. (напольные) Они большие и тяжелые, их не переставляет на другое место.
СЛАЙД №15. Часы, которые висят на стене называются – настенные.
СЛАЙД №16. Часы, которые носят на руке – наручные СЛАЙД №17. Часы, которые будят нас утром – будильник. СЛАЙД №18. А еще есть часы, которые висят на башне. Их называют – башенные.
СЛАЙД 19. В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной площади. Они называются – куранты. Повторите как они называются? (Бой курантов)
Воспитатель: Ну что поиграем еще, хотите?
Подходите ко мне. Повторяйте за мной движения.
Часики вперед идут (шагаем на месте)
За собою нас ведут. (остановились)
- Наши руки – это маятник в часах. Я говорю тик, поднимаем руки вверх, вдохнули воздух. И теперь вместе опускаем руки, выдыхаем и горим – Так (3 раза)
- Молодцы, хорошие часы получились. Хотите еще поиграть?
Это игра называется «Что сначала, что потом».
Для игры нужны две команды. Мы разделимся на команду мальчиков и команду девочек. На столе лежат карточки вы рассмотрите их, затем расставите по порядку и расскажите, что в природе происходит сначала, что потом. Подойдите к столам.
Игра «Что сначала, что потом» (работа в команде)
- Ну что ж вы справились. Оставьте теперь карточки на столе и подойдите ко мне. Мы сегодня с вами так много говорили о птицах,о растениях. Но знаете, что природу можно изучать, не только наблюдая на прогулке, а еще из книг. Книги нам могут много рассказать. У вас в группе есть книжный уголок. Покажите мне его? (Дети подходят к уголку для чтения)
- Книги замечательные, интересные. А скажите можно в книгах рисовать, вырезать из них, а играть с ними можно? (нет) Их нужно беречь, не рвать, не бросать, не рисовать в ней, рассматривать аккуратно перелистывая странички. У меня есть книга, с которой можно играть. Вот она. Она необычная. Страницы в этой книге можно самим придумать. Поможете мне?
- Проходите за столы. Выберите себе пару с кем вы будите работать. Один наносит клей на картинку, другой приклеивает картинку на страницу. А потом мы ваши страницы вставим в книгу.
Ш. Практическая часть. Изготовление с детьми книги-лепбука.
Итог.
Воспитатель: Посмотрите какая получилась у нас чудесная книга. Нравится вам эта книга. О ком эта книга. Правильно она о птицах. Расскажите какие картинки вы приклеили на страницу. (Зимующие и перелетные птицы, чем питаются птицы, чем кормить птиц зимой, какие гнезда строя птицы, какие кормушки можем смастерить мы для птиц). Вы молодцы все сделали аккуратно и красиво! Эту книгу я хочу подарить вам
Продолжайте дальше любить, и наблюдать за природой, читать новые интересные книги. А все что узнаете нового вкладывайте в эту книгу.
-Спасибо вам огромное, дети. До свидания!