Оксана Климова
Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру «Капелька йода ищет крахмал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – определить продукты, содержащие крахмал
Задачи:
- Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом.
-развивать познавательный интерес у детей через взаимодействие веществ.
-развитие познавательно-исследовательской деятельности
-формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников через непосредственную трудовую деятельность.
-формирование основ безопасности с лабораторным оборудованием при проведение экспериментальной деятельности.
-активизация словаря (картофельный крахмал, клейстер
-формировать навык работы в парах
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру „Капелька йода ищет крахмал“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
-крахмал,
-йод,
-пипетки на каждого воспитанника
- Стакан с водой,
- тарелочка для крахмала,
-продукты питания (яблоко, картофель, морковь, банан, хлеб, рисовая крупа, творог)
-электрочайник с кипятком.
Методические приемы:
Наглядные (демонстрация, рассматривание, наблюдение,
Словесные (объяснение, обсуждение, проблемные вопросы, беседы)
Практические (эксперименты, проведение опытов)
Ход НОДОрг. Момент (Дети сидят полукругом на ковриках. Воспитатель находится в кругу с ними)
Воспитатель: - Ребята, сегодня предлагаю вам поиграть в настоящих ученых. Кто из вас знает – кто такие ученые (отв:Ученые это люди, которые изучают наш мир, занимаются наукой, проводят разные опыты и эксперименты.)
- Какими качествами должен обладать ученый? (Ученый должен быть умным, должен много читать, любознательным)
-Где работает ученый (Ученые работают в научной лаборатории.)
-Чем они занимаются, что делают? (Они узнают что-то новое, делают открытия.)
Постановка задачи.
Восп. -Сегодня я предлагаю тоже провести несколько научных опытов и сделать открытия. Пройдем в нашу лабораторию (Дети проходят в зону экспериментирования, где на отдельном столике на тарелке лежит крахмал.
Восп. Я сегодня принесла для вас удивительное вещество. Как мы можем определить что это (отв. : Можно его пощупать, попробовать, понюхать)
- Ребята, а можно ли пробовать незнакомые продукты или вещества на вкус без указаний взрослых? Почему? (нельзя - это опасно, можно отравиться).
-Я предлагаю вам потрогать продукт (приглашается 1 ребенок). (имя ребенка) опиши нам его. (Отв. :Он белого цвета, похож на муку, рассыпчатый, скрипит в руках.)
- Кто-нибудь догадался что это за продукт? Это – крахмал. Во многих продуктах, ребята, содержится крахмал.
Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы.
Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна? (Отв. :Энергия нужна для того, чтобы бегать, прыгать, заниматься спортом, играть).
Основная часть(Презентация взрослого)
восп. : (на подносе стоит стакан с водой, тарелка с крахмалом, пузырек йода, пипетка)
- Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Посмотрите и скажите что нам понадобится? (Отв. :Нам понадобится крахмал, вода и йод).
(Взрослый добавляет в стакан воды ложку крахмала, перемешивает. Затем капает капельку йода и снова перемешивает).
-Что вы заметили? (Отв. : после того, как мы добавили в стакан с водой йод, вода окрасилась в синий цвет).
-Какой вывод мы можем сделать? (Отв. : При контакте с йодом продукты, в котором содержится крахмал синеют).
Самостоятельная деятельность детей (опыт)
Восп. :А вы хотите научиться определять, есть ли крахмал в продуктах питания? Для этого пройдем за столы (Дети рассаживаются на свои рабочие места)
-Ребята, вы будете работать парами. Каждый из вас проведет опыт со своими продуктами. Посовещайтесь и подумайте, кто из вас будет отвечать.
- Посмотрите на столы, что у вас в тарелках? (Отв. : Продукты (называют)
- Как вы сможете определить, в каких их этих продуктах есть крахмал? (Отв. :Нужно капнуть капельку йода на каждый продукт и, если в нем ест крахмал, то он окрасится в синий цвет.
(ОПЫТ1. дети проводят опыт, делают выводы: сильнее всего посинели хлеб и картофель, значит в них есть крахмал, банан и морковь посинели немного, значит в них есть крахмал, но его меньше, чем в картофеле и хлебе, а творог и яблоко не посинели. Значит в них крахмала нет)
Физминутка.
Восп. : После работы ученым обязательно нужно отдохнуть. Объявляю физминутку!
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – Встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
-А Теперь я покажу вам фокус. Внимание на доску (на доске белый лист с заранее нанесенным на него словом «КРАХМАЛ»)
Я немного порисую. Но мне не нужны для этого краски. Посмотрите чем я буду рисовать (восп. берет стакан с водой, разводит в нем йод. Отв. : Вы будете рисовать йодом)
-А Теперь я этой водой закрашу этот белый лист. Что получилось? (На листе появилось слово)
- Кто сможет расшифровать этот фокус? (Отв. : На листе было написано слово при помощи крахмала, а когда покрасили лист йодом, это слово проявилось)
- А теперь вашему вниманию предлагаю опыт №2. (На подносе 2 стакана: один с холодной водой, другой пустой, кисель и чайник с кипятком)
-Как вы думаете что в стакане. (1 ребенку предлагается взять в руки стакан, понюхать его, потрогать. Отв. : В стакане простая вода) Как вы определили? (Она бесцветная, у нее нет запаха, нет вкуса) Какая еще вода по температуре? (Отв. : вода холодная)
-А Теперь в стакан с холодной водой я положу крахмал. Размешиваю. Что мы видим? (Крахмал почти не растворился. На дне стакана образовался осадок) Какой вывод мы можем сделать? (Отв. : в холодной воде крахмал плохо растворяется)
-я возьму другой стакан, положу в него 3 ложки крахмала и залью кипятком. Что вы видите?
(Отв. : -Он превратился в густую массу.) Какой вывод мы можем сделать? (Отв. : в горячей воде крахмал набухает, становится клейким) На что похожа эта масса? (Отв. : на клей)
-Правильно, в горячей воде крахмал набухает, становится вязким и даже клейким. Эту массу называют клейстер. Этим клейстером мы можем работать с бумагой, так как крахмал превратился в клей.
Рефлексия.
Восп. : Ребята, вот и закончилась наша игра-эксперимент. А Сейчас скажите что было для вас сложным или особенно интересным? Если вам понравилась наша игра-эксперимент, выбирайте себе веселый смайлик, если было что-то непонятно или сложно, то грустный. А теперь давайте приклеим при помощи нового вещества - клейстера, которое мы с вами изготовили наши смайлики на этот плакат (На доске оформленный плакат с надписью "Копилка опытов". Напротив слова "КРАХМАЛ" Воспитанники приклеивают свои смайлики)