Татьяна Мацык
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Народов много, а Родина одна» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви через изучение особенностей своей Родины и родного города и его истории.
Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна;
2. Познакомить с представлениями России в творчестве людей разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи, стихах;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, малая Родина; Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, «богатырская сила», отвага, мужество, храбрость, верность); Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
4. Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
6. Развивать интерес к творчеству и самовыражению; способствовать умению лепить фигуру быка - солевоза, передавая пропорции животного. Продолжать развивать умение детей создавать выразительных лепных животных из целого куска пластилина. Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям.
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем под музыку ««У моей России длинные косички»» и видео ряд на проекторе заходят в муз. зал и становятся в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята! Мы пришли сегодня в этот зал, чтобы отправиться вместе в путешествие по нашей замечательной стране, нашей Родине. Но отправимся мы не одни. Смотрите - сколько нас!
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу нашу любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети). Всем желаем доброго дня!
Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы с вами живем? (ответы детей) А что такое Родина? (ответы детей) Правильно, Родина – это место в котором мы живем, а живем мы с вами в России. И наша Россия очень большая страна. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране России. Вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
На чем вы бы хотели отправиться в путешествие?
(ответы детей)
Предлагаю детям отправиться в путешествие на автобусе (из стульчиков).
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий. Все, мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов и картин, снято мультфильмов.
-Первая наша станция «Лирическая».
Много пословиц и поговорок о Родине есть у нашего народа. А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи?
(Ответы детей)
1 Нет Земли краше, чем Родина наша!
2 Береги Землю любимую, как Маму!
3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
- Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше, все родное!
Это Родина моя, твоя,
Это наша с вами Страна, Земля!
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россия!
- Мы приехали на станцию, она называется «Географическая».
- Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
- Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки. Наша страна очень богатая. (Предлагаю посмотреть видеоролик «Мульти Россия. Россия»
- Следующая станция «Музейная».
- Ребята! Смотрите, мы оказались в картинной галерее. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах? (Ответы детей)
- Это солдаты, рыцари, защитники, войны, богатыри.
- Конечно же это богатыри. В разное время люди называли защитников Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы. Они защищают нашу Землю.
Воспитатель:
- Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают «богатырской силой»? (ответы детей)
- Сильные, отважные, храбрые.
-Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли родной.
Дети рассматривают картины и задают вопросы по их содержанию.
Физминутка
Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров.
Он из лука стреляет (имитация движений,
Метко палицу бросает (имитация,
На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация).
Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри! (руки на поясе)
Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения – поднимаемся на гору,
Реки глубокие (качание руками внизу,
Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо,
Леса большие (руки вверх,
А мы ребята – вот такие (имитация)
- А наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали на станцию
«Малая Родина»
- А что же такое – Малая Родина? Что мы Родиной зовем? (Дети все вместе – все, что в сердце нашем бережем. Перечисляют)
(ответы детей)
- Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные другое. место где мы родились и выросли, наш город)
- Как же называется наша малая родина? (Энгельс)
Ты, красив в любое время года:
Ранней осенью, студеною зимой,
И в жару и даже в непогоду,
Я люблю тебя, мой город, Энгельс мой!
- Назовите какие интересные места есть у нас городе Энгельсе? (ответы детей).
Дети называют памятные места и устанавливают на доске фото с этим местом.
Красивый металлический мост, который стал связующим звеном с городом Саратов.
Вход в городской парк Покровский, где установлено множество скульптур и арт-объектов. Выделяются колоритный Рог изобилия, сказочные персонажи и рыбы внушительных размеров.
Совсем недалеко за городом, в селе Смеловка, произошло настоящее событие. Сюда приземлился самый известный космонавт. Это была его высадка после первого полета.
Скульптура Гагарина и Королева на городской набережной, они оба изображены в момент дискуссии на скамейке, которая находится на гранитном камне.
Эта достопримечательность, посвящена знаменитому детскому писателю, Лев Кассиль родился и вырос в этом городе.
Этот милый памятник может рассказать целую историю города. Он выступает его символом. Благодаря соляному озеру, через эту территорию проложили тракт. В результате этого, образовалась слобода, которая вскоре и переросла в настоящий город.
Изображение быка солевоза используется на гербе нашего города.
- На гербе города Энгельса изображены три рыбы – стерляди и бык солевоз.
- О чем говорят эти символы? (Ответы детей)
В знак принадлежности Энгельсского района к Саратовской области в щит помещена лазоревая (синяя) вольная часть с тремя серебряными стерлядями, расположенными в виде вилообразного креста. Золотое поле щита символизирует традиционные хлебные богатства Заволжья. Обременённый солонкой бык напоминает о том, что Покровская слобода была основана как важный перевалочный пункт на пути доставки соли с озера Эльтон».
Блиц опрос для детей:
1. Предлагаю детям из множества флагов найти флаг Энгельса.
2. Найти герб Саратова из нескольких.
3. Какая река протекает рядом с Энгельсом? (Волга)
4. В какой стране расположен Энгельс? (Россия)
5. Как называют людей, которые живут в России? (Россияне)
6. А кто знает улицу, на которой расположен наш детский сад? (Космонавтов)
Предлагаю детям продолжить путешествие и отравиться на станцию «Скульптурная». Приглашаю детей к столам, где приготовлен материал для лепки.
- Ребята, вам нравится символ нашего города бык солевоз? Я предлагаю слепить Быка солевоза.
Рассматривание образца и показ способа выполнения
Воспитатель предлагает рассмотреть образец и назвать из каких частей выполнена скульптура, какой они формы.
Дети называют части: туловище цилиндрической формы, ноги колбаски, голова и мордочка круглой формы, на голове рога, уши овальные лепешки, тонкая колбаска хвостик.
Объясняет и показывает наглядно, как выполнить работу:
Из куска пластилина делаем туловище. В основе его – цилиндр, который получают, раскатывая пластилин прямыми движениями рук.
Цилиндр с одной стороны делим стекой пополам и отгибаем один край вверх, а другой вниз. Верхнюю часть пока оставляем.
Нижние края цилиндра сгибаем и формируем дугу – мостик. Каждый край делим стекой пополам. Пальцами формируем передние и задние ноги. Хвост формируем путем оттягивания и прищипывания.
В верхней части оттягиваем мордочку; по бокам головы делаем уши, от ушей и вниз рога. Делаем глазки стекой, устанавливаем на спину чашу и бык солевоз у нас готов.
Дети самостоятельно выполняют лепку быка солевоза. По окончании занятия организуется выставка. Занятие окончено.