МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с предметами старинного быта российских немцев»

Татьяна Фризен
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с предметами старинного быта российских немцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.

Задачи:

- познакомить детей с предметами старинного быта немцев в России, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;

-познакомить детей со старинной одеждой с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением (кофемолка, доска для стирки, утюг, сундук, керосиновая лампа, дисгармоника, немецкие шпрухи, прялка и т. д.);

- обогатить словарь детей;

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям российских немцев.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство детей с предметами старинного быта российских немцев“» размещена в разделах

Оборудование: предметы быта (скалка,чугунок, самотканные половики, коврики, выстроченные вручную занавески, подзоры на кровать, вязаная скатерть, вышитые полотенца, деревянные ложки, угольный утюг, демонстрационный материал и т. д.).

Методы и приемы: наглядный (показ образца, словесный (рассказ, объяснение, практический.

Ход образовательной деятельности.

Здравствуйте, дети! Как хорошо, что мы здесь сегодня все вместе!

Давайте все дружно встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем"Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия

1 Слайд

Рассматривание карты России.

Давайте посмотрим внимательно на карту.

Россия самая большая страна в мире. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Она великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. В нашей Омской области проживает много народов разных национальностей. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, казахский, немецкий, татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам занять свои места и продолжим нашу беседу.

2 слайд

Какие народы населяют наш край? (Русские, белорусы, казахи, украинцы, татары, немцы, мордва, башкиры)

Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов.

И, конечно каждая нация имеет свою историю, культуру, традиции.

3 Слайд

Ребята, давайте поговорим о национальных костюмах и главных символах некоторых народов, проживающих на территории России.

Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Головной убор называется кокошник, нарядная рубашка…

А какая же игрушка является символом русского народного искусства?

Слайд

Да, Матрешка означает тепло и уют в доме.

Также, неотъемлемой частью русской культуры является балалайка.

Воспитатель: У каждого народа свои песни, сказки, игры, и танцы, свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?

Дети: блины, пироги, пельмени

Слайд

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме. Головной убор называется калфак, длинное платье и камзол.

В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.

Главным символом татар является птичка «Сандугач»- олицетворение Родины, родного края, родной земли.

Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в казахском национальном костюме. Головной убор называется «такия», длинное платье казякай, расшитый национальными узорами.

Вы знаете как называется традиционное жилище казахов?

– юрта.

Воспитатель: А любимое блюдо казахов – это бешбармак.

Слайд

А теперь обратите внимание на немецкий костюм.

У мужчин широкая рубашка, жилетка, короткие штаны до колен, шляпы, галстук, платок на шее.

У женщин – это белая рубашка с длинным рукавом,однотонная или полосатая юбка. Ну, а чтобы юбка не пачкалась женщины носили фартуки. Существовали фартуки для работы на поле, на кухне, а также повседневные, для улицы и праздничные. Иногда женщины надевали несколько фартуков. Это было практично. В верхний фартук, например, можно было положить фрукты или овощи.

Сегодня, ребята, мы поговорили лишь о нескольких народностях, проживающих на территории России. На следующих занятиях мы обязательно продолжим беседу и об остальных народах в России.

Воспитатель: У каждого народа свои обычаи. Но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом.

Ребята, посмотрите на меня, в каком костюме я к вам сегодня пришла?

Немецком.

Да, верно. Как я уже ранее отметила, каждый народ имеет свои традиции, обычаи, игры, танцы, свои предпочтения в блюдах.

Я предлагаю вам немного развеяться, встать в круг и исполнить немецкую песенку – пляску со мной.

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу, выполняя под музыку движения)

Ребята, сегодня я, как гостеприимная хозяйка приглашаю вас к себе, где вы сможете познакомиться с предметами быта российских немцев.

(Дети заходят в комнату - музей с предметами быта российских немцев)

Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны.

Чем полезны и важны

Человеку раньше были, что за службу сослужили.

-Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми предметами старинного быта немцев. В моей комнате много интересных и незнакомых вам вещей.

Ребята, вот, например, обратите внимание на эту железную кружку. А вы знаете, что это кружка необыкновенная? Она имеет очень интересную историю… Хотите узнать? Тогда слушайте.

К нам в музей её передала бывшая жительница нашего села Бестфатер Анна Корнеевна, побывавшая в годы Великой Отечественной войны в трудармии. Там эта кружка служила ей верой и правдой всю войну от начала и до конца.

Эта кружка видела все трудности и тяготы людей в трудармии. И после окончания войны вернулась вместе с её владелицей к нам в село.

Также, эта красивая рубашка была подарена Анне Корнеевне в трудармии одной женщиной, у которой она трудилась.

А сейчас отгадайте загадку.

Отгадав её, вы узнаете о каком предмете быта мы поговорим далее.

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло.

- Из чего делали коромысло? (из дерева)

- Что у коромысла по краям? (крючки)

-Для чего? (для вёдер)

-Раньше водопровода в доме не было воду нужно было носить из колодца или из речки. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух.

У российских немцев коромысло имело такую форму, а у русских дугообразную.

Глядя на эту кофемолку, с каким предметом мы её можем сравнить в современном мире.

Да, верно, с кофе машиной.

А эту доску для стирки с чем мы можем сравнить в настоящее время?

Да, верно, со стиральной машиной.

Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят? (утюгом)

- А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи валька и колотилки.

Затем появились первые утюги тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.

Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук. Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки вешали мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранилась одежда, обувь, кухонная утварь.

Давайте посмотрим, что же лежит в нашем сундуке?

(одежда, занавески, ткань)

А теперь, ребята, обратите внимание на это панно – шпрух. Это красочная, вышитая картина, с изречениями из Библии или пожеланиями, часто встречалась в немецких домах России как настенное украшение. Изготавливали шпрухи местные рукодельницы. Текст изречения выполняли в готическом стиле, вокруг него вышивали цветочный орнамент или пейзаж. Готовые картины вешали в раме на стене в центральной частью комнаты и над кроватью. Их дарили на свадьбу или праздник, передавали из поколения в поколение.

Ну, что, ребята, вам понравилось у меня в гостях?

Что вы сегодня увидели в музее?

Что вы хотели иметь у себя дома?

Зачем нужно было коромысло?

А сейчас у нас что имеется? Водопровод.

Как стирали одежду? А мы где стираем наши вещи?

Где раньше люди хранили одежду? В сундуках.

А сейчас? В шкафах.

Вот сколько нового мы узнали сегодня.

Ребята, а вы хотели бы хоть короткое время побывать в прошлом?

Да.

А почему?

Чтобы увидеть, как жили наши предки.

Посмотрите внимательно на стол. Давайте с вами перенесёмся в прошлое и украсим наше жилище. Создадим картину, используя различные старинные предметы домашнего обихода российских немцев.

(На стоит лежит рамка, различные предметы быта, вырезанные из фетра)

Ребята, потрогайте на ощупь материал. Какой он?

Фетр - особенный нетканный материал, изготовленный способом валяния пух, шерсти и меха (кролика, овцы, козы).

Это высший сорт войлока. Я предлагаю вам сегодня заняться творчеством, создать картину из фетра.

Вот так, сообща, вместе мы создали прекрасную картину. Неправда ли? Давайте повесим её на стену.

Я думаю, она станет отличным украшением музея в центре немецкой культуры.

Она несомненно понравится и всем посетителям, которые придут в этот музей.

Я как трудолюбивая российская немка, приготовила вам угощение.

Оглядите комнату, подумайте, куда же я его приберегла?

В буфет.

Да, ребята, вы очень внимательные.

Я хочу угостить вас немецкой выпечкой рибелькухен и приглашаю всех к столу…

Публикации по теме:

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство детей с комнатными растениями геранью и фиалкой» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство детей с комнатными растениями геранью и фиалкой» в старшей группе Цель: Расширить представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении. Задачи: - Расширять знания детей о комнатных растениях,.

Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр»Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр» Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр". Добрый день,.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара» Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия по рассматриванию предметов быта «Рассматривание столярных инструментов» в старшей группе Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: Старшая группа. Тема: "Рассматривание столярных инструментов" Цель занятия:.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с предметами старинного быта российских немцев»
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 11:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с предметами старинного быта российских немцев»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фризен (УИ 3115498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД