Татьяна Чертыгашева
Конспект НОД в старшей группе на тему «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи. Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе на тему „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Материал. Силуэт дерева из плотной ткани или картона, который прикреплен к стене или ширме (диаметр кроны 1 м 50 см или боле, в зависимости от количества детей в группе); листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных; репродукции семейных портретов.
Ход НОД
Дети сидят на стульчиках полукругом в игровой зоне. Воспитатель привлекает их внимание к репродукциям, размещенным на мольбертах (А. Ван Дейк. «Семейный портрет»; Я. Колокольников-Воронин. «Автопортрет с женой и сыном»; Ю. Кугач. «В субботу»;[/i]
Воспитатель. Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (На этих картинах изображены семьи.) Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные. (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)
Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. И подумайте, что вы сможете рассказать о ней. (Короткие рассказы детей.)
Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад; другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица.
Как вы думаете: что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют. Относятся к друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.
Ребенок. Мамам с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель. Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы. ) Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них. Иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются? (Все семьи разные. Есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах.)
Воспитатель. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. (Вся семья вместе, и душа на месте», «Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют», «Русский человек без родни не живет», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Дети – цветы жизни», «Семья ладом полна».)
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Которая сопровождается чтением потешки.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш!
Зовут его Ванюша!
Воспитатель. У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачек. Какой должна быть семья? Подберите слова- признаки к слову – «семья». (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая. ) Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. И находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево. (Показывает на картоне дерево, прикрепленное к ширме. ) Это дерево – наша группа, его веточки – ваши семьи. В корзинках лежат листочки с фотографиями членов ваших семей. Найдите свою корзинку и разместите листочки с фотографиями на любой веточке дерева. (Дети прикрепляют листочки к дереву.)
Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят. Осталось узнать, как их зовут. (Дети рассказывают: «Это моя веточка. Это я, меня зовут Саша. Это моя мама Елена Николаевна. Это мой брат. Его зовут Ваня. Ему 10 лет. Моего папу зовут Игорь». Воспитатель подсказывает: «Игорь Александрович». И т. д. )
Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это.
В заключение дети читают стихотворения о семье.
Проводя аналогичные занятия, воспитатели отмечают, что дети испытывают значительные трудности, объясняя отношения родства и называя имена и отчества своих родных. Для ребенка старшего дошкольного возраста иногда открытием оказывается то, что бабушки и дедушки – это родители его мамы и папы. Многолетние наблюдения также показали, что дети 5 – 7 лет более или менее уверенно называют имена и отчества родителей, имена бабушек, а дедушки, к сожалению, часто остаются безымянными.
Далеко не все родители одинаково серьезно и ответственно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие из них не считают нужным беседовать с ребенком о родственных отношениях, не все ответственно подходят к составлению родословной. Поэтому, для того чтобы использовать в ДОУ семейные проекты, нужно убедиться, что все семьи выполнили задание. Иначе ребенок, у которого такого рисунка нет, рискует получить психологическую травму.