Валентина Максимова
Конспект ОД по развитию речи на тему «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности «Развитие речи»
(области «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие»
на тему : «Моя семья»
для детей старшей подгруппы.
Воспитатель: Максимова В. П.
Используемая литература:
Тема: «Моя семья»
Публикация «Конспект ОД по развитию речи на тему „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Цель: способствовать формированию у детей представления о семье.
Задачи:
Обучающие: упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы
Развивающие : развивать и закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье, закрепить знания детей о родственных связях.
Воспитывающие: воспитывать культуру речевого общения
Демонстрационный материал: фотографии семьи ребенка, доска, опорные сигналы, зонтик настроения, картинки с изображением семьи, поговорки о семье в картинках.
Раздаточный материал: белые лепестки ромашки, желтые круги, клей, картинки к дидактической игре «Кто чем занимается в семье», зеркало на каждого ребенка
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: изучили фамилию, имя, отчество родителей ребенка. Собрали сведения о любимом семейном блюде и создали альбом «Семейное фирменное блюдо», через ситуативное общение «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?» повторили и закрепили адрес проживания ребенка. Разучили пословицы о семье. Подбор серии мультфильмов о семье.
Предварительная работа с детьми: рассматривали семейные фотографии, читали стихи о семье, составляли рассказы о своей семье, беседовали, рассуждали о том, что значит любить родителей. Проводили сюжетно-ролевые игры: «Семья путешествует», «Дом», «Магазин», «Мама на работе»,
ставили инсценировку: «Три мамы», проводили: дидактическую игру «Моя квартира», сюжетно-ролевые игры : «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери", «Варим суп». Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»
Идивидуальная работа: С Кириллом Крутихиным – дефект речевого общения – работа над звуками се - со- си через артикуляционную гимнастику (в основной части, во время аппликации)
Структура и методические приемы: беседа, вопросы,
Словарная работа – брюнетка, блондинка, большая и маленькая семья, члены семей, семейство.
1. Вводная часть - 5минут.
а) приход куклы Степки- растрепки;
б) дыхательная, артикуляционная гимнастики;
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о том, что такое семья;
б)чтение стихотворения «Семья»;
б) рассматривание выставки фотографий ;
в) составление рассказов о семье по схеме;
г) физ. минутка «Помогаем маме»
е) игра с мячом «Кто кому приходится»
ж) игра с мячом «Какая семья»
д) называние детьми поговорок о семье;
г) дидактическая игра «Кто чем занимается».
д) аппликация «Ромашка»
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия {о том какие знания показали дети).
1. Вводная часть – 5 минут
Сюрпризный момент – в гости пришел Степка-растрепка. Воспитатель обращается к детям.
-Степка- растрепка хочет подойти к зонтику настроения, потому что у него сегодня плохое настроение. А тут, сколько игрушек – не пройти. Давайте, ребята, покажем Степке-растрепке, как мы можем убирать кубики в свои домики. (уборка игрушек)
-А у вас, ребята, хорошее настроение? Покажите какое. Ребята выбирают соответствующую картинку на «зонтике настроения» .Если у кого-то плохое настроение, задать вопросы
-Почему плохое настроение (ответы детей)
-Что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось, ребята? (ответы детей)
-Правильно, подуть на зонтик и сделать зарядку для язычка
(Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Настроение»)
Радуемся «Заборчик» - растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы. .(и)
Радуемся «Улыбка» - то же с сомкнутыми губами и зубами (у)
Сердимся. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд, зубы при этом сомкнуты.
«Улыбка» - «Трубочка» - попеременное выполнение этих упражнений.
«Поймаем мышку за хвостик «улыбнуться открыть рот, сказать «а»
-А вот Степка-растрепка мне сказал, что у него плохое настроение потому что он один, у него нет семьи, и он не знает, что такое семья. Ребята, поможем Степке узнать, что такое семья?
2. Основная часть
-Ребята, подскажите, пожалуйста, Степке- растрепке, как называют людей живущих в одном доме, квартире? (Ответы детей семья, семейство).
-Ребята, как вы понимаете слово «семья»? Что такое «семья»?
(Ответы детей. Это близкие нам люди, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге, и оказывают внимание друг другу).
-Правильно. Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (Ответы детей-Домой, нас ждет семья. Мама. Папа. Брат. Сестра)
Давайте слово «Семья» произнесем по слогам.
(Семь — Я)
-Назови первый слог.
Дети: семь
-Назови второй слог.
Дети: я.
-Как вы думаете, что это за словечко странное- семь — я? Считают, загибая пальцы.
Дети: мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка и я.
(Стихотворение «Семья словечко странное»)
Семья словечко странное
Совсем не иностранное,
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, я мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Две бабушки, два дедушки,
плюс, мама, папа, я
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я!
-Нет, если есть собака
Выходит Во- семья!
-Правильно. Эти семь - я - ваша семья, родная, близкая, любимая.
А сейчас, внимание! Сегодня у нас открыта выставка фотографий. Нашему Степке-растрепке будет интересно послушать рассказы о ваших семьях, членах семьи. Дети подходят к стенду с фотографиями.
-Смотри, Степка, сколько фотографий. Это фотографии семей наших ребят. И сейчас мы с тобой послушаем рассказы о семье. Кто хочет рассказать Степке о своей семье? (дети поочерёдно рассказывают о своей семье)
-Вы ребята большие молодцы. Вы меня поразили своими рассказами
о семье. А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть
Физкультминутка (предлагаю образовать круг)
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне бы подружиться?
Я –Валентина Павловна. А ты кто?
(называют дети свое имя ласково)
1, 2, 3, 4, 5
Будем маму поздравлять
Милую, любимую, самую красивую
И подарки (протянуть ладони)
И цветы (сложить руки в форме цветка)
Дарим маме я и ты! (Показать на ребенка, стоящего напротив)
Поможем маме.
Пена мылится в корыте,
Мы стираем- посмотрите. (тереть кулаки один о другой)
«Я стираю кофту (дети поочередно перечисляют одежду : майку, юбку, брюки)
Все белье мы отожмем
Жмем, жмем, жмем. (вращать кулаками с усилием)
И повесим и встряхнем.
Ох, устали, отдохнем! (встряхнуть расслабленными кистями рук)
А теперь погладим сами (скользить ладонью вперед- назад)
Помогать умеем маме!
После веник мы возьмем-
пол на кухне подметем
И посуду всю помоем, Моем, моем, моем, моем. (движения, как будто моем тарелку)
Воспитатель обращается к Степке-растрепке
-А ты знаешь, Степка, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, свои предметы-помощники. Давайте, ребята, покажем Степану, кто, чем в семье занимается. Раздает карточки.
Дидактическая игра «Кто, чем занимается».
Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Раздаточный материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка, карточки с изображением кто что делает.
В ходе игры ребенок по карточкам определяет, какой из членов семьи, чем занимается.
Воспитатель со Степкой хвалит детей.
-В каждой семье любят играть. Давайте с вами поиграем.
Игра с мячом: «Я тебе кто?»
Дети стоят в круге. Воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос:
«Я бабушка, а ты мне кто?». Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка)» и т. д.
«Я мама, а ты кто мне?»
«Я тетя, а ты кто мне?»
«Я сестра, а ты кто мне?»
«Я дочка, а ты кто мне?»
«Я внучка, а ты кто мне?»
Игра с мячом: «Какая семья?»
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье. Игра “Объясни смысл пословицы”
Цель: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, развивать речь.
Ход игры: Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.
- Народ сложил много добрых пословиц о семье. Давайте вспомним их, а Степка послушает.
Дети говорят пословицы: 1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. 3. Птица рада весне, а младенец матери. 4. Родных много, а мать роднее всего
-И я, Степа, скажу пословицу.
«Вся семья вместе, так и душа на месте». А как вы, ребята, понимаете смысл этой пословицы?
(Хвалит детей за правильные ответы и обращается к Степану)
А ты, знаешь, Степа, что у нас в России есть символ семьи, это ромашка и сейчас мы с ребятами изготовим этот цветок.
Изготовление цветов. (Из белой полосок сделать лепестки и наклеить на серединку желтой бумаги)
-Отлично! У вас получились красивые ромашки. Ваши родные очень обрадуются такому подарку.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу
Воспитатель приглашает подойти к доске, где расположена большая ромашка.
-Это необычный цветок, у него лепестки с вопросами. Каждый из вас может взять лепесток и ответить на вопрос:
Вопросы:
- что такое семья?
- кто такие родственники? (родные люди)
- скажи, как ласково тебя называет мама
-какая у вас семья?
- что больше всего вам понравилось сегодня на занятии?
- что нового узнали вы сегодня?
- хотите ли вы еще что-нибудь узнать о семье?
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами и со Степой узнали много нового о семье, и я хочу вам пожелать, чтоб ваша семья была вашей надежной опорой в жизни и в ней царили взаимная любовь и уважение!