Елена Гусева
Конспект НОД в старшей группе «Алёнушка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему «Алёнушка в гостях у ребят»
Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» :
- сформировать представления о русском народном костюме
- вызвать интерес к женскому и мужскому головному убору;
«Речевое развитие» :
- развивать диалогическую речь
- активизировать словарь по теме «Одежда», «Головные уборы»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
«Социально – коммуникативное развитие» :
- развивать эмоциональную отзывчивость, вызывать желания помогать
- воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому России, народной культуре и традициям
«Художественно –эстетическое развитие»
-закреплять умение выполнять работу в технике аппликация.
- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук;
«Физическое развитие» :
- развить умение двигаться под музыку, равновесие, координацию движений
- способствовать правильному выполнению основных движений
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рассматривание картинок на тему «русский народный костюм», просмотр презентаций на тему «русский народный костюм», выполнение русского народного костюма в технике рисование.
Оборудование: вырезанные из картона различные по форме контуры кокошников, вырезанные предварительно детьми детали из цветной бумаги разные по форме и размеру (для украшения кокошника) ,салфетки, клей –карандаш.
Дидактический материал: репродукции “Русские головные уборы”, стразы, готовые формы кокошников, готовые элементы украшения из цветной бумаги.
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы очень красивые, нарядные и аккуратные.
- Что вы чувствуете, когда на вас одеты, красивые платья, яркие кофты, модные костюмы?
- (высказывания детей).
Воспитатель - Верно, мы чувствуем себя очень удобно, наша одежда современная, красивая.
(раздаётся стук в дверь.)
Входят двое детей одетые в русский народный костюм. Мальчик и девочка. С сундучком.
Воспитатель - Здравствуйте, кто вы? И откуда к нам пришли?
Алёнушка - Здравствуйте, ребята. Мы с братцем пришли к вам из сказки.
Дети – проходите
Воспитатель - Ребята, посмотрите у наших гостей такая же одежда, как и у вас?
- нет, они одеты в русский народный костюм.
Воспитатель - как вы догадались?
ответы детей: Они одеты: Алёнушка в рубаху, сарафан. На Иванушке рубаха - косоворотка, порты и лапти.
Алёнушка (плачет) – Мы с братцем собрались к вам хороводы водить. Песни петь в игры играть. В сундучок головные уборы положили.
Иванушка – но налетели гуси – лебеди и заколдовали наш сундучок.
Алёнушка – он не открывается. А нам без них нельзя (плачет)
Воспитатель – Ой, ребята, а на сундучке написано: откроется сундучок, если вы назовёте головные уборы.
Воспитатель – Не плачь Алёнушка. Мы с ребятами поможем вам.
Дети - да, мы вам поможем
Воспитатель – назовите мне головные уборы, которые вы знаете
Ответы детей: шапка, берет, кепка, косынка и т. д
Воспитатель: - ребята, а какие головные уборы носили на Руси много-много лет назад?
Ответы детей – картуз, валёнки, платки, ленточки, малахаи, кокошники
Алёнушка – (подходит к сундучку) ой. Сундучок и открылся. Спасибо вам ребята.
Воспитатель – (смотрит в сундучок и достает картуз) посмотрите, что это показываю картуз, как называется и кто носил?
Дети – это картуз, носили мужчины и мальчики
Воспитатель достаёт платок. - Как называется этот головной убор?
Дети – платок, носили женщины и девочки
Воспитатель – с платком ещё и играли. Хотите поиграть в русскую народную игру?
Дети - да, хотим.
Игра русская народная
«Голубой платок»
Дети стоят в кругу. Передают голубой платок друг другу со словами:
Наш платочек голубой
поиграть хотим с тобой
ты беги платок по кругу
выбирай скорее друга
покружись, попляши
и платочек покажи.
Ребёнок, у которого останется платок, выходит в круг и пляшет, машет платочком. (2 раза)
После игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель из сундучка достаёт кокошник
- Что это? Как называется?
-кокошник
Воспитатель – кто носил этот головной убор?
Дети – молодые девушки и женщины.
Воспитатель - Да, ребята, верно, Его носили царицы, боярыни и боярышни. Само слово "кокошник" происходит от славянского “кокош”, обозначавшего курицу (древнерусский “ кокошь” – курица-наседка). Курицу гребешок украшал, и девушки для себя стали мастерить кокошники и украшать их. Кокошник является символом русского народного женского костюма.
Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Богато расшиты: бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями. (фото)
Кокошник носили как молодые девушки, так и женщины. (фото)
Головной убор издавна считался оберегом от злых сил
По нравам- правилам того времени, для женщины считалось позором появляться на людях простоволосой, без головного убора.
Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они передавались от матери к дочери.
Кокошники считались большой семейной ценностью.
в Пензенской области тоже девушки и женщины носили кокошники. сами их мастерили и украшали. В Пензенском краеведческом музее можно увидеть красивый свадебный кокошник. он сохранился до наших дней. (показ фото)
Алёнушка - ребята, а я вам принесла подарки, достаёт кокошники и раскладывает на столе.
Дети выбирают готовые формы кокошников
Рассматриваем
Иванушка – Алёнушка, смотри: все твои украшения Гуси-Лебеди забрали.
Алёнушка – что же делать? Как же быть?
Дети - можем мы их сами украсить
Дети садятся за столы и по замыслу украшают кокошники
Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, перед вами стразы и готовые элементы из цветной бумаги. Придумайте, какой желаете узор, составьте его на форме кокошника
– Рисунок или орнамент должен быть хорошо виден издалека.
Аккуратно приклеиваем узор, оформляем стразами по желанию.
На протяжении всей работы тихо звучит фоновая, спокойная музыка.
Во время работы воспитатель внимательно следит за процессом, оказывает необходимую индивидуальную помощь.
Показ выполненных работ. Дети надевают кокошники.
Воспитатель - Мы с ребятами, Алёнушка тоже можем хороводы водить.
Водим хоровод под музыку «Калинка малинка»
Воспитатель: Алёнушке и братцу Иванушке пора возвращаться в сказку.
Алёнушка - до свидания ребята.
Иванушка – до новых встреч.
Сказочные герои уходят.
Воспитатель - кто к нам сегодня приходил?
Дети – Алёнушка и братец Иванушка
.- что вам вам понравилось, запомнилось?
-
- что такое кокошник?
-русский народный женский головой убор
- когда их одевали?
- на свадьбы, народные праздники.