Светлана Коваленко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида «Загадки матушки Зимы» в рамках темы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и дополнить представления о внешнем виде, способах выживания и местах обитания зимующих птиц.
Задачи:
Обучающие: продолжать обучать составлению описательного рассказа по схеме-алгоритму и с использованием мнемотаблиц (современная педтехнология – ИКТ); закрепить умение согласовывать движения со счетом в пределах 5.
Развивающие: развивать навыки связного высказывания; развивать умение делить слово на слоги разными способами;закрепить умение обобщать и исключать.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида „Загадки матушки Зимы“ в рамках темы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Воспитательные: формировать заботливое, бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Методы и приемы: наглядные (ИКТ, демонстрационный и раздаточный материалы, словесные (инструкции педагога, беседа, вопросы поискового характера, поощрения, практические (речевые и двигательные действия детей, работа по картинке, с интерактивным оборудованием, продуктивная деятельность).
Словарная работа: закрепить в активном словаре существительные – названия зимующих птиц, прилагательные –описание внешнего вида птиц, глаголы – кто как голос подает. Закреплять навыки правильного звукопроизношения в индивидуальном порядке.
Предшествующая работа: просмотр презентации «Зимующие птицы», чтение М. Горький «Воробьишко», Н. Сладков «Кусок хлеба».
Оборудование: ИКТ, предметные картинки с изображением зимующих птиц,
шаблоны птиц по количеству детей, карточки с кружками (до 3) по количеству детей; желтая салфетка, клей, клеенка, влажная салфетка, шаблон кормушки – по количеству детей.
Ход:
Воспитатель подзывает к себе детей.
- Как в лесу похолодало!
По утрам снежок кружит,
Речка подо льдом уснула
И на елках снег лежит.
Стала снежною постелью
На деревьях бахрома.
Значит с ветром и метелью
К нам опять пришла….(зима)
Краткая блиц-беседа о явлениях в живой и неживой природе зимой. Педагог подводит к выводу о том, что зимующие птицы- незащищенные, нуждающиеся в заботе и защите живые существа. Далее воспитатель предлагает ребятам встретиться с матушкой-Зимой, которая обитает в зимнем лесу.
Слайд 1. Упражнение в обобщении и исключении из группы предметов.
Матушка-Зима говорит с экрана:
- Мне одной в лесу пустынном
Стало скучно колдовать…
И хочу сегодня с вами
Я, ребята, поиграть!
Собрала я птичью стайку
Да на ветки посадила.
Кто же среди них зимует?
Извините – позабыла…
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите картинку. Каких птиц здесь не должно быть?
Слайд 2. Ветка с птицами. С помощью анимации воспитатель удаляет с веточки перелетных птиц, выслушивая развернутые ответы детей.
Образец: Здесь не может быть аиста, потому что он птица перелетная.
- Как назвать птиц, которые остались сидеть на ветке? (Зимующие)
Слайд 3. Составление собирательного рассказа о птице с помощью мнемотаблицы.
Звучит голос с экрана:
- А вот загадка посложней:
Догадайтесь –ка по ней –
Про какую птицу
Здесь говорится?
На слайде мнемотаблица. С помощью наводящих вопросов педагог с детьми составляет описание дятла:
Эта птица зимующая. У нее черные и белые перья, на голове есть красная шапочка, острый короткий клюв, цепкие крепкие лапки, пищу себе добывает из-под коры деревьев…Это дятел. (появляется целое изображение дятла)
Слайд 4. Динамическая пауза.
К детям обращается дятел:
- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу!
Ну-ка, ребятня, вставайте и со мною поиграйте!
Все дети переходят на ковер для выполнения динамических упражнений.
- сколько буду я стучать, столько нужно поскакать (раздается стук 4 раза)
- сколько постучу сейчас, столько приседайте раз! (раздается стук 3 раза)
- сколько раз раздастастся стук, столько покажите рук! (раздается стук 2 раза)
- хлопните в ладоши столько раз, сколько постучу сейчас! (раздается стук 5 раз) Какие вы внимательные! Ни разу не ошиблись!
Слайд 5. Составление описательного рассказа о птице с помощью алгоритма.
Звучит голос матушки –Зимы:
Вот еще одна загадка,
Но с подсказками для вас.
С помощью таких картинок
О птице сочинишь рассказ!
Воспитатель подзывает желающего ребенка, который на свое усмотрение выбирает картинку с птицей, о которой будет составлять рассказ, используя алгоритм, изображенный на слайде.
Образец. Я расскажу о вороне. Это зимующая птица. Ворона – птица крупная, тело покрыто серыми и черными перьями. У вороны есть голова, туловище, крылья, две ноги. Ворона каркает. Она питается падалью, остатками пищи людей, поэтому ей не надо улетать в теплые края, она и зимой может найти себе пропитание. Вороны строят себе гнездо на ветках высоких деревьев.
Педагог с детьми заслушивает 1 -2 рассказа.
Упражнение в послоговом делении слова.
- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с кружками. Сколько на карточке кружков, столько в имени птицы слогов. Выберите каждый свою птицу! (Дети определяют, сколько слогов в названии птицы с помощью хлопков в ладоши или подставив ладонь руки под подбородок, берут шаблон птички к себе на стол. Во –ро –бей – з слога, сне –гирь – 2 слога….)
Слайд 6. Продуктивная деятельность.
К детям обращается матушка- Зима.
- Молодцы, мои ребятки,
Отгадали все загадки!
Вы внимательными были,
А птиц-то покормить забыли!
Будет не страшна им стужа,
Коль в кормушке будет ужин!
Воспитатель предлагает детям набор материалов для ручного труда: шаблон кормушки, желтая салфетка, клей, влажная салфетка. Объясняет этапы работы:
На шаблон кормушки нанести точечно капельки клея. Затем отрывать небольшие кусочки салфетки и скатывать тугие шарики, это будет пшено для птиц. Каждый шарик приклеить на клеевую точку кормушки. В конце прикрепить свою птичку, выбранную ранее при послоговом делении слова. В конце работы воспользоваться влажной салфеткой.
На протяжении самостоятельной деятельности детей звучит легкая зимняя музыкальная композиция на слова А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Подведение итогов речевой и продуктивной деятельности, оценка активности детей на занятии.