Резеда Рафисовна
Конспект НОД в старшей группе «Я и лес друзья» ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание культуры поведения в лесу и бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Закрепить и систематизировать представления безопасного поведения в природе;
Расширять знания детей о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о разновидностях грибов и ягод;
Формировать представление о разнообразии насекомых, учить детей правильно вести себя при встрече с ними.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Старшая группа
- Темочки
Развивать память, логическое мышление, внимание, связную и доказательную речь;
Воспитывать любовь к природе родного края, бережно относиться ко всему живому;
Оборудование: Запись пения птиц; игрушка заяц; муляжи грибов; сигнальные карточки (зеленого, красного цвета); мяч; предупреждающие картинки; иллюстрации ядовитых и лекарственных растений.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а тот, что расположен в нашей группе. Когда наступит лето, вы с родителями пойдете в лес за грибами, за ягодами и поэтому вы должны знать, какие опасности могут подстерегать в лесу. Идти мы будем по следам, которые оставил Старичок-Лесовичок.
Воспитатель: Прежде, чем войти в лес, давайте вспомним "лесные правила", как нужно вести себя в природе. Помочь вспомнить правила вам помогут картинки на магнитной доке. (Дети называют "лесные правила" по рисункам).
Ответы детей:
- Не рви и не топчи полевые цветы.
- Не шуметь в лесу.
- Не лови лесных зверей и не уноси их домой.
- Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники.
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не лови бабочек и других насекомых.
- Не убивай лягушек и жаб.
- Не разводи костёр.
Под запись пения птиц дети заходят в "лес".
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в лес. Посмотрите, какая красота кругом, птицы поют, жужжат шмели - природа словно поет. Смотрите, а вот и след Лесовичка. А там задание.
1 след: В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?
Воспитатель: А чтобы справиться с первым заданием предлагаю сыграть в игру «Можно - Нельзя». Я буду вам задавать вопросы, а вы мне показывать сигнальные карточки (зеленый - можно, красный - нельзя). Дети за столами.
Предлагаемые детям ситуации:
- Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами. (кр. круг).
- Если потерялся, стоять на одном месте и громко кричать: «Ау!».
- Ходить с подружками и друзьями, (кр. круг). Почему? Ходить только с взрослыми.
- Одеть яркие вещи, чтоб не потеряться из виду взрослого. (зел. круг).
- Бегать по лесу и искать родителей. (кр. круг).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием. Пойдемте ребята дальше.
- Ребята, посмотрите, какая чудесная полянка, на которой много растений. А вот и ещё один след Лесовичка с заданием.
Второй след: Ребята, а знаете ли вы, что растения бывают не простые, а лекарственными? (Да). Что эти растения помогают человеку вылечиться от разных болезней? (знаем)
- Какие лекарственные травы вы знаете? (Подорожник, медуница, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, крапива и др.)
Воспитатель: - Ребята, а ведь в лесу можно встретить не только лекарственные растения, но и ядовитые. Вопросы к детям:
1. Почему растения называются ядовитыми? (Растения называются ядовитыми – потому что наносят вред здоровью человека).
2. Какой вред ядовитые растения могут нанести человеку и чем? (ядовитое растение вредит пыльцой, может вызвать аллергию, сок растения вызвать раздражение и ожог кожи, взяв в рот – отравиться).
Воспитатель предлагает игру «Четвертый лишний»
Детям предлагаются две группы картинок.
1- (Вороний глаз, дурман, волчье лыко, ромашка)
Какое растение лишнее и почему?
Ответы детей: Ромашка – лишнее, так как оно лекарственное растение, а остальное ядовитое.
2- (Ромашка, крапива, подорожник, роза)
Какое растение лишнее и почему?
Ответы детей: Роза лишняя, потому что просто цветок, остальные лекарственные растения.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили.
На полянку выскакивает "зайчик" (игрушка).
Воспитатель: - Ты откуда, зайчик?
Зайчик: - Прыгал я по полям, по лугам, простудился, порезал лапку, а вот чем лечиться не знаю.
Воспитатель: – Ребята поможем зайчику? (Да).
Воспитатель: А наши дети расскажут, какими лекарственными травками тебе зайчик надо лечиться.
Стихи.
Ромашка.
Эта ромашка знакома нам с детства.
Её мы лекарственным другом зовём.
И если случится тебе простудиться.
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Подорожник.
Путника друг, подорожник.
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Путника друг, подорожник.
Многим из нас невдомёк.
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
Воспитатель: Какие красивые стихи вы прочитали о лекарственных травах. Ну, что Зайчик, узнал, какие лекарственные травы тебе помогут. Отваром ромашки лечится простуда, листья подорожника прикладывают к ранам, они помогают быстрее заживить их.
Зайчик: - Спасибо, вам, ребята. До свидания. (Дети попрощались с зайчиком).
Воспитатель: Нельзя срывать незнакомые растения, они могут быть ядовиты. Придя с прогулки из леса, надо обязательно вымыть руки.
Физкультурная минутка:
Мы с вами по лесу гуляли,
За природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели.
Бабочки и птицы летали,
Крыльями махали.
Детки листья приподняли,
Ягоды грибы собрали.
Как много звуков тут и там,
В лесу не нужен шум и гам.
Дыхательное упражнение "В лесу"
Воспитатель: - Ребята, давайте глубоко подышим, ведь воздух в лесу чистый и свежий.
- А сейчас пойдём дальше.
Воспитатель: Ребята посмотрите мы с вами попали на грибную полянку. А вот и Третий след: Старичок-Лесовичок приготовил вам загадки о грибах, он хочет узнать, знаете ли вы грибы (дети отгадывают загадки).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор).
Конечно, не белый -
Грибок я попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик).
Посмотрите-ка, ребятки,
Тут лисички, там опятки.
Ну, а это – на полянке
Ядовитые … (Поганки).
Над грибами главный -
Гладенький и славный.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)
Воспитатель: - Молодцы, правильно отгадали.
Подводим итог. Вопросы детям.
1. Какие несъедобные грибы вы узнали из загадки? (Мухомор, поганка)
2. Можно ли собирать незнакомые грибы? Почему? (Нет, можно отравиться).
3. Можно ли есть сырые грибы? (Нет, надо варить, жарить, солить).
4. Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся некоторые животные) .
А вот и ещё один след Лесовичка (4-й след).
-Ребята кроме лекарственных растений и грибов в лесу, вы встретите множество очень маленьких жителей. Их часто называют «шестиногие малыши». Как вы думаете, о ком я говорю? (О насекомых). Правильно!
А кто такие насекомые: (Комар, пчела, паук, клещ, муха, муравей, шмели и т. д.).
А какие бывают насекомые?
Ответы детей: Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных это клещи, мухи, комары, шмель; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Встаньте около меня полукругом (воспитатель берет мяч и бросает ребенку, тот возвращает мяч обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов) :
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
Воспитатель:- А какие правила нужно знать, посещая лес, чтобы насекомые не доставили нам неприятности?
Ответы детей:
-Надо использовать мазь, отпугивающую насекомых!
-На голову надевать головные уборы!
-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
-Не стойте около муравейника!
-Не ловите и не убивайте насекомых!
Воспитатель: Мы устали и пора присесть,
Отдохнуть бы здесь сейчас –
Да не радуется глаз:
Битое стекло, бумага,
Вместо дерева – коряга.
Но что – то мне не очень хочется здесь останавливаться.
Воспитатель: Пройдем мимо? (Дети говорят, что мусор нужно собрать, а не проходить мимо).
Воспитатель: Почему нужно убирать мусор за собой в лесу? (Чтобы было чисто, люди и звери не поранились битым стеклом и металлическими банками).
Воспитатель: Молодцы! Давайте соберем мусор в мешок.
Ребята, а чтобы вы хотели пожелать лесу, уходя из него.
Дети: Чтобы в лес приходили люди и не мусорили.
Чтобы не рвали цветы в лесу, а любовались ими.
Чтобы не ломали деревья.
Чтобы не жгли костры.
Чтобы люди не уносили домой птенцов и ежей.
Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо справились с задание Лесовичка. Теперь я уверена, когда вы с родителями пойдете в лес, с вами не чего не случиться, вы знаете как себя вести в природе и за это Лесовичок вам оставил корзинку с дарами леса.
Запись пение птиц: Послушайте, как весело поют птицы, они рады, что в лесу чисто. Вы настоящие друзья леса и природы.
А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем «лесу до свидания»!