Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Кто живёт в Арктике и Антарктике?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики и Антарктики, их внешним видом, образом жизни и повадками;
• закрепление представлений детей о животных Арктики и Антарктики, закрепление навыков классификации.
Ход НОД
Воспитатель может начать занятие с демонстрации глобуса. Воспитатель спрашивает ребят:
• Что изображено на глобусе?
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Кто живёт в Арктике и Антарктике?“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Воспитатель показывает на глобусе Арктику и Антарктику, спрашивает, почему эти места на глобусе обозначены белым цветом.
Воспитатель рассказывает, что Арктика и Антарктика — самые холодные места на Земле. Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.
Поверхность Арктики и Антарктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома. Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Воспитатель спрашивает, живут ли люди в таком суровом климате. Поясняет, что люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат.
Воспитатель спрашивает, живут ли в Арктике и Антарктике животные. Предлагает узнать, какие животные отваживаются жить в самых холодных местах на земле.
Воспитатель предлагает найти Арктику и Антарктику на глобусе или карте.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто живёт в Арктике и Антарктике?».
Приглашаю отправиться в увлекательное путешествие в Арктику и Антарктику! Нажимайте на изображения животных и узнавайте, кто живёт в самых холодных местах на Земле.
Дети могут по очереди подходить к доске и нажимать на условные изображения животных. Открываются фотографии. Воспитатель уточняет, кто изображён на картинке.
Белый медведь
Белый медведь — самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны, а длинна тела 3 м. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не даёт ему замёрзнуть. Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира до тринадцати сантиметров. Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают медведю плавать.
Северный олень
Большое животное, имеет ветвистые рога, как самки, так и самцы. У северного оленя тёплая шерсть, широкие копыта. Шерсть помогает не замёрзнуть в морозы, а копыта — откапывать из-под снега вкусный мох. Питаются корой деревьев, ветками, мхом. Мирное животное, но, если кто-нибудь на него нападёт, может защититься.
Песец
Песца иногда называют полярной лисицей. Это небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Зимой песец носит пушистую белую шубку. Она и от мороза спасает, и помогает маскироваться среди снегов. Питается песец пойманной рыбой, птицами, грызунами, но не откажется и от ягод.
Пингвин
Пингвин — птица. Однако крылья у пингвинов маленькие, а тело большое и тяжёлое, на ногах — ласты. Летать он не умеет, зато отлично ныряет и плавает. Оперение пингвинов не намокает при плавании. Такое оперение и подкожный жир помогают пингвину не замёрзнуть. Питаются пингвины рыбой.
Морской котик
Морские котики близкие родственники тюленей и очень похожи на них. Но у морских котиков есть маленькие ушки. По внешнему виду и манере эти животные также напоминают большую собаку. Они способны подтягивать задние ласты под тело и поднимать свой вес передними ластами. Морские котики прекрасно плавают, охотятся на рыбу.
Морж
Крупный морской зверь с очень толстой кожей. Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами. Усы помогают моржу охотиться и передвигаться, ведь он очень плохо видит. Питаются моржи подводными моллюсками.
Тюлень
Тюлень выглядит гладким и упитанным. Это подкожный слой жира, который защищает тюленя от морозов и помогает не замерзать в холодной воде. Ласты помогают тюленю быстро плавать и охотиться в воде. Питаются тюлени рыбой.
Киты
К побережью Антарктиды приплывает много видов китов. Киты — самые большие животные на планете. Киты не имеют зубов. Питаются они мелкими рачками. Набрав в огромный рот воды, кит процеживает её через ротовые пластинки. А оставшихся рачков поедает. В сутки кит съедает целый вагон рачков! (27 тонн)
Синий кит
Синий кит — это самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн.
После прослушивания информации воспитатель может задать уточняющие вопросы. Например:
• Почему шерсть у песца или белого медведя белого цвета?
• Зачем пингвину ласты?
• Чем питаются киты?
Воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка
"Арктика"
Здесь всюду холод, лёд и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (разводят руки в стороны)
Воспитатель предлагает проблемную ситуацию: животные Арктики и Антарктики и животные наших лесов как-то пошли друг к другу в гости, а обратную дорогу забыли. Воспитатель предлагает помочь животным вернуться к себе домой.
Воспитатель предлагает выполнить задание «Кто где живёт?».
Помоги животным вернуться в свои дома. Животных Арктики и Антарктики направь туда, где нарисованы снега, а животных наших лесов — в сторону леса.
При работе с заданием воспитатель может уточнять название животного и место его обитания.
Дополнительно воспитатель может предложить детям загадку: почему белые медведи не едят пингвинов? (белые медведи и пингвины живут на разных полюсах: белые медведи в Арктике, а пингвины в Антарктике; белые медведи на северном полюсе, а пингвины на южном)
Воспитатель может рассказать о животных, которые живут только в Арктике и только в Антарктике.
В завершение занятия воспитатель подводит итоги:
• Где находится Арктика? (на Северном полюсе)
• Что вы можете рассказать об Артике? (там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лёд, полярная ночь, северное сияние)
• Кого можно встретить из животных в Арктике?
• Почему эти животные живут в Арктике?
• Где находится Антарктика?
• Что вы можете рассказать об Антарктике?
• Каких животных можно встретить в Антарктике?