Юлия Ландышева
Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как звери готовятся к зиме»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Обобщение представлений о жизни диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к зиме.
Задачи:
Развивающие:
1. Вызвать интерес к жизни животных.
2. Активизировать словарь детей, развивать связную речь.
3. Дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе» размещена в разделах
4. Развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи.
5. Развивать воображение, любознательность, память, мышление детей, мелкую моторику.
Образовательные:
1. Закрепить с детьми признаки поздней осени, начала зимы.
2. Дать детям представления о способах подготовки диких животных к зиме. Расширить знания об образе их жизни, о способах питания зимой.
3. Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах (волк, медведь, еж, лиса, заяц, белка, лось) и их детенышах.
4. Обогатить словарь за счет признаков и действий за счет обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания).
5. Продолжать знакомить детей с дикими животными по группам : травоядные и хищные.
6. Учить детей мыслить самостоятельно.
7. Учить сочетать речь с движениями.
8. Активизировать в речи слова-антонимы: длинный - короткий.
9. Учить анализировать, отгадывать описательные загадки о диких животных.
10. Закрепить уже известный способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
Воспитательные:
1. Воспитывать заботу о животных, любовь к природе родного края, эмоциональную отзывчивость.
2. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет любознательность, интерес к деятельности и к информации, которую получает в процессе общения;
- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
- умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;
- выполняет движения, демонстрируя выразительность, пластичность;
- активно занимается словотворчеством, использует антонимы;
- использует нетрадиционные способы рисования.
Предварительная работа:
1. Разучивание загадок, стихов по теме «Дикие животные».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Животные наших лесов»
3. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики»
4. Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка», пальчиковой гимнастики «Хитрый ежик»
5. Дидактические игры: «Назови семью», «Чей хвост, чьи ушки», «Кто где живет?», «Чьи следы»
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением животных, проектор, компьютер, презентация «Загадки о диких животных», заготовки «Лес», «Двор», фигурки диких и домашних животных, картинки «уши и хвосты» диких животных, картинки с изображением жилищ диких животных, силуэты серого и белого зайцев, лист белого картона, два картонных круга: красный и зеленый, красный и зеленый обручи, следы диких животных, краска гуашь черная, кисточки, силуэты ежиков, клеенка, салфетки, подставки для кисти, классическая композиция «Осенняя грусть».
Методы и приё мы:
- игровой,
- наглядный,
- практическая деятельность,
- вопросы к детям,
- дидактическая игра,
- использование художественной литературы,
- музыкальное сопровождение,
- динамическое упражнение,
- дыхательная гимнастика,
- физкультминутка.
Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: (В круге, на ковре)
Встанем дружно мы в кружок,
Скажем «Здравствуй» мой дружок!
(приветствуем друг друга)
2. Основная часть.
Ребята, вы сегодня, когда вышли на улицу, вас какая погода встретила? (хмурая, пасмурная, дождливая)
Выпал первый снег, а о чем это говорит? (что скоро наступит зима)
И к этой зиме надо приготовиться. А кто должен приготовиться к зиме – люди, птицы, звери, природа, насекомые.
Как люди готовятся к зиме? (запасают урожай, надевают теплую одежду)
Перелетные птицы улетают в теплые края.
Насекомые прячутся и засыпают.
А животные? Все ли они готовятся к зиме? (только дикие)
Знаете ли вы диких животных? Давайте проверим.
Игра «Угадай дикое животное» (хлопнуть в ладоши, если названо дикое животное).
А сейчас попробуйте отгадать загадки о диких животных наших лесов (презентация).
Присядьте на стульчики.
Загадки: Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
В иглах весь он, будто елка,
Оттого характер колкий.
Ненароком встретит волка,
Вот и выручат иголки.
(Ежик)
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей.
(Лиса)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся.
(Заяц)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый… (лось)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришли животные, только запутались дикие они или домашние, давайте поможем им: домашних отправим на двор, а диких – в лес. Молодцы!
Воспитатель: А чьи это ушки и хвостики торчат? (картинки с изображением ушей и хвостов диких животных) Это части тела диких животных.
Дети: Это уши зайца, это уши белки, это хвост лисы, хвост волка, рога лося. А как еще их можно назвать? («Заячьи уши, беличьи уши, волчий хвост, лисий хвост»)
Воспитатель: У зайца уши какие? (длинные, а хвост? (короткий, а у лисы хвост какой (длинный, а ушки? (короткие) и тд.
Воспитатель: Ребята, а как еще готовятся к холодной зиме звери?
Ответы детей:
(Медведи строят берлогу и всю зиму спят. У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. У белки шубка становится менее яркой, сероватой. У лисы появляется подшерсток, что ей было тепло.)
Воспитатель: А зачем животным менять цвет своей шубки? (для того, чтобы их не нашли и не съели хищники).
Давайте проведем небольшой эксперимент «Маскировка» и узнаем, зачем зайке белая шубка. Кладем на белый лист серого зайку, видно, затем кладем белого – не видно.
Воспитатель: А где живут дикие животные? (картинки животных и их «домов»)
А какой домик у белки? У лисы? У волка? У зайца? Медведя? Лось бродит по лесу.
Дети: Дупло, нора, логово (помогаю, если не знают)
Воспитатель: у зайчика дома нет, живет он под кустом.
Давайте подберем домик каждому животному.
Воспитатель: Ребята, а животные в своем домике живут одни или с ними еще кто-то живет? (детки) Давайте вспомним детенышей животных:
- у зайца – зайчата;
- у волка – волчата;
- у лисы – лисята;
- у лося – лосята;
- у медведя – медвежата;
- у ежа – ежата;
- у белки – бельчата.
Воспитатель: Посмотрите, какие все животные разные. На какие две группы можно разделить диких животных: одних называют хищными, а других травоядными. Дети, кто такие хищные животные? (животные, которые питаются животными). А кто же тогда травоядные? (это животные, которые питаются травой, растениями.)
Воспитатель: Ребята, давайте диких животных разделим на две группы : хищники и травоядные. На столе лежат два круга: красный символизирует опасность, в него мы отправим хищников, а в зеленый не опасных животных – травоядных. (Дети распределяют животных)
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в животных и поиграем в игру. На ковре два обруча – зеленый и красный, девочки превращаются в белочек, мальчики – в волков, по команде вам нужно занять свое место (меняем роли детей).
Воспитатель: Ребята, а как хищные животные могут найти травоядных в лесу зимой, ведь мы узнали, что они хорошо маскируются?
Дети: по запаху, по следам.
Воспитатель: Правильно, ребята, вот и нам дикие животные оставили отпечатки своих следов. Давайте рассмотрим их и попробуем угадать, чьи следы (Отгадываем)
Физкультминутка: «Звериная зарядка
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
Дети: это еж.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прибежали ежики. Только они какие-то интересные. Чего у них не хватает?
Дети: Иголок, колючек.
Воспитатель: Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?
Дети: Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем ежей, которые гуляют по колючему лесу. А чтобы ёжики смогли себя защитить от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спине ёжика много- много иголок (садимся за столы). Но перед этим нам нужно разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Хитрый ежик»
Хитрый ежик-чудачок (сцепить руки в замок, пальцы оттопыперы в стороны)
Сшил колючий пиджачок.
Весь в иголках, без застежек, (расцепить руки и пошевелить пальчиками)
На иглу нацепит ежик (сцепить руки в открытый замок)
Грушу, сливу – разный плод, (двигать всеми пальчиками)
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым (изобразить на столе движение лап ежика)
Поспешит к своим ребятам.
Воспитатель: Обмакнем сухую кисточку в краску и нанесем на рисунок ряд тычков (показ на доске).
(Выполнение нетрадиционной техники рисования – фоном звучит классическая композиция «Осенняя грусть»)
Воспитатель: Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ёжики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту. Теперь мы им создадим снежную полянку и поселим их на ней.
3. Заключительная часть.
Выходим на ковер и встаем в круг.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Что вы запомнили? (ответы)
Воспитатель:
Ну –ка, встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять,
Ручками махать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались,
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!