Елена Шмигельская
Конспект НОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы
(открытое занятие)
«Знакомство с русскими традициями»
МКДОУ «Детский сад с. Ек. -Никольское»
Воспитатель: Шмигельская Е. И.
Цель:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Знакомство с русскими традициями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; обогащение словарного запаса существительными: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.
Интегрированные образовательные области:
«Познавательное развитие» : расширять представления детей о семейных традициях на Руси.
«Речевое развитие» : обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
«Социально-коммуникативное развитие» : расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
«Художественно-эстетическое развитие» : продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.
«Физическое развитие» : обогащать представление о народных играх.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка).
Вместе с детьми идём по залу. На пути встречаем лежащий «камень». Читаю надпись на нё м:
Направо пойдёшь – заблудишься,
Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,
Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.
- Куда же мы с вами отправимся? (прямо).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Демонстрация старинной русской одежды на слайде.
Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.
(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите. Но сегодня не только мы с вами путешествуем в прошлое. К нам сегодня пришли гости. А русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать.
Исполнение песни «К нам гости пришли…», подношение угощений.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Что ж, хватит гостевать, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Демонстрация слайда «Русская печь
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация слайда из сказки «По щучьему велению»
Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.
Подвижная игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!
Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
Воспитатель: А какие пословицы мы знаем о ложке? (Дети рассказывают.)
Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая.
Дорога ложка к обеду.
Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
Руки не протянешь, так сама не придёт.
Пустая ложка рот царапает.
Воспитатель. Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег (амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)
Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Воспитатель: Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости Девчушки- веселушки (демонстрирую нарисованных куколок в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших девчушек, и настроение у них улучшится. Какие элементы народной росписи вам уже известны? (Прямые и волнистые линии, крестики, точки, кружки).
Показ воспитателя у мольберта, выполнение работ детьми.
Воспитатель: Теперь наши Девчушки-веселушки нарядные, красивые и весёлые. А что бы было видно их хорошее настроение, давайте нарисуем им улыбки.
Воспитатель: Ну вот, теперь видно, что у всех Девчушек-веселушек хорошее настроение. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое?