Татьяна Орлова
Конспект тематического занятия «Знакомство с русскими народными инструментами» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Знакомить и расширять знания детей о русских народных инструментах через разные виды деятельности.
- Учить играть в оркестре на шумовых инструментах.
- Воспитывать чувство коллективизма, интерес к музицированию, любовь к русскому народному искусству.
Методические приемы:
Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, инструментов, прослушивание аудиозаписи, игра с музыкальными инструментами.
Публикация «Конспект тематического занятия „Знакомство с русскими народными инструментами“ (средняя группа)» размещена в разделах
Предварительная работа:
Обучение игре на ложках, разучивание танца «Полянка», разучивание в оркестре «Во саду ли в огороде».
Оборудование:
Мольберт, иллюстрация «Музыканты на лугу», фотографии «Дети с баянами», сказка «Репка» на фланелеграфе, аудиокассета со звучанием рожка, музыкальные инструменты : рожок, свирель, гармошка, трещетки, бубны, барабаны, ложки.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются.
М. р. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня я расскажу вам о русских народных инструментах. Народными они называются потому, что придумали и сделали их мастера давным – давно, никто не помнит их, потому и говорят: «эти инструменты придумал народ». А русскими они называются потому, что придумали и играют на них русские люди или люди, которые живут в России.
Приходили музыканты
На зеленый на лужок,
Приносили музыканты
Кто трещетку, кто рожок.
(рассматривание иллюстрации)
- Что вы видите на картинке?
- Что дети держат в руках?
- Ребята, а вы знаете, что такое рожок, свирель? Это русские народные инструменты. Вот они лежат. Давайте их рассмотрим (рассматривают рожок)
Разгоняя облака,
Солнце вышло из рожка
Заиграл, запел рожок:
В небе солнце я зажег.
Давайте послушаем с вами, как звучит рожок? (звучит аудиозапись)
Д. Весело, радостно, солнечно.
М. р. А вот это, ребята, свирель (рассматривают свирель) Я вам на ней сыграю, а вы догадайтесь, какая это песенка?
(играю «Елочка» М. Красева)
- Правильно, это песенка про маленькую елочку. Дети, а на что похожи звуки свирели?
Д. На голоса птичек, на капельки.
Как похожи птичьи трели
На звучание свирель.
А когда звенит капель,
Тоже слышится свирель.
- Ребята, свирель и рожок духовые инструменты, в них нужно дуть, то есть на них играют с помощью воздуха.
- А теперь отгадайте мою загадку:
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает (барабан).
- Правильно, ребята. А какую музыку можно сыграть на барабане?
Д. Марш.
М. р. Правильно, давайте все будем маршировать, а мальчики играть на барабанах.
(Дети маршируют под музыку и звуки барабана)
М. р. Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите, что это?
Да, это трещетки.
У трещеток звуки четки.
Если быстро нас вращать,
Будем громко мы трещать.
- Посмотрите, как надо правильно брать трещетки, как играть на них. (показываю)
- А это всем знакомые ложки. Т мы с вами даже умеем с ними танцевать.
Танец с ложками «Полянка».
- Есть у меня еще загадка.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее?. (гармонь).
- Правильно. Это детская гармошка, а есть большая для взрослых. На ней играют музыканты. Посмотрите на фотографии (показываю и рассказываю).
- А вот бубен. Про него я спою вам песенку:
Перезвоны, переклики,
Перестук и перебряк.
Бубен, бубен превиликий,
Ты шутник и весельчак.
- Давайте, ребята, поиграем с бубном, а победитель сегодня получит приз.
Игра с бубном
- Вот, ребята, сколько русских народных инструментов мы увидели и услышали сегодня, на некоторых вы сами умеете играть. Сейчас мы с вами возьмем ложки, бубны и барабаны и сыграем русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
«Во саду ли, в огороде» оркестр.
- Хорошо! Раз вы у меня такие молодцы я расскажу вам сказку.
«Репка»
(рассказываю и показываю на фланелеграфе)
- Дети, как вы думаете, почему у них все-таки получилось вытянуть репку?
Д. (отвечают)
М. р. И я думаю, потому, что они дружно, вместе взялись за дело. Вместе на инструментах играют, вместе работают и все у них получается.
- Наше занятие подошло к концу. В следующий раз расскажу вам о других русских народных инструментах. А чтобы вы не забыли об этом, я подарю вам на память маленькие балалайки. Сегодня вы хорошо занимались, я очень вами довольна. Спасибо, до свидания.