Людмила Катышева
Конспект НОД в средней группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»
Цель: развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла.
Задачи:
Расширять представления детей о русских народных промыслах.
Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни, тряпичные куклы, игрушка – забава.
Ход занятия.
1. Вводная часть (организационный момент)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
Здравствуйте мои друзья!
(встаем полукругом, возьмемся за руки, почувствуем тепло рук своих товарищей)
Вводная часть (мотивационный момент)
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина, наша земля, самая красивая, самая великая и прекрасная. А раньше называли нашу страну Русь. И живут в ней талантливые люди- мастера, которые делают замечательные изделия своими руками. Весь товар мастера везут продавать на ярмарку.
Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)
Дети: место, где можно что- то купить.
Воспитатель: Ярмарка- это место, где можно купить разнообразный товар, изготовленный своими руками. Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара там так много, что глаза разбегаются. Там же устраивают потехи, играет музыка, слышаться шутки, прибаутки, загадки. Дети катаются на каруселях, лошадках.
Хотите отправится на веселую ярмарку?
Дети: да
Помощник Воспитателя:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
всякие- разные товары…
Подходите, подходите посмотрите, посмотрите
(открываю платок под котором спрятаны игрушки)
2. Основная часть
Воспитатель:
Назовите, что вы видите.
Дети: ложки, матрешка, куклы, барыни, игрушки
Воспитатель:
Посмотрите, эти предметы в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди мастера.
Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку об одном из этих предметов, попробуйте догадаться по описанию.
Этот предмет сделан из дерева, покрыт черной краской. На нем изображены ягоды, зеленые листочки, тонкая травка с завитком. Этим предметом можно есть пищу.
Дети: это ложки.
Воспитатель:
Это ложки не простые, это ложки –хохломские.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью!
Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.
Эй ребята молодцы
Заливные бубенцы
Ложки выбирайте
Играть начинайте!
(раздаем детям деревянные ложки)
Музыкальная игра: оркестр для малышей «Игра на ложках»
Воспитатель:
Послушайте вторую загадку.
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая
В той еще сестра меньшая
Доберешься ты до крошки
Эти девицы – !
Дети: матрешки
Воспитатель:(Достаёт две матрёшки.)
Матрёшки то разные или одинаковые?
Как вы догадались?
Дети: по росписи
Воспитатель: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорская матрешка - одета в сарафан, передник и платок завязан узлом и украшен несложным цветочным узором. Делают в Сергиевом Посаде.
семеновская – матрешка более стройная, в центре видим букет цветов на фартуке. И ее делают в городе Семенове.
Давайте, разберём и посчитаем, сколько их внутри, только сначала
разделимся на две команды.
Игра по группам : собери матрешку.
Воспитатель:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Матрешки вас приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки».
Мы веселые матрешки (руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки по щечкой)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладошки)
На ногах у нас сапожки (по очереди ставим ножки на пяточки)
Ладушки, ладушки
В сарафанах наших пестрых (приседаем)
Ладушки, ладушки
Мы похожи, словно сестры
Ладушки, ладушки.
Воспитатель:
Давайте еще посмотрим товары мастеров (дымковская барыня)
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!
- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.
Дети: дымковские игрушки
Воспитатель:Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.
Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня.
Чем они похожи? (они игрушки, яркие краски используются при росписи)
А чем отличаются?
Дети отвечают: отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых сделаны игрушки.
Воспитатель:
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Воспитатель: А еще на ярмарке продавали игрушки – забавы. Свистульки, солдатики.
А для девочек - много разных тряпичных куколок, которых делали из лоскутков ткани.
Русская тряпичная
Куколка простая.
Славила Россию,
Игрушка удалая.
Бодрая, веселая
Немного озорная.
И по нраву русская,
Значит нам родная.
Читают дети и показывают куклу
1. Куколка красивая
Дивная и милая.
Пусть она оберегает
И злых духов отгоняет.
Чтоб малыш спокойно спал,
Зайчик духов отгонял. (кукла зайчик)
2. А желаньица была девушка – подружка. (кукла – желанница)
С длинным волосом из пряж – тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось – в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполнения ждали.
3. Крупеничка – оберег сытости, достатка. (кукла – крупеничка)
4. От кормилицы Земли силы приходили, (кукла – кормилица)
Под иконами в углу бережно хранили.
5. Травница – её травой наполняли разной. (кукла – травница)
Хвоя, мята, зверобой – служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился,
В этой куколке секрет – способ излечиться.
А традиции храня многовековые,
Пусть прошло уж много лет,
Но по – прежнему мастерим
Мы куколки обережные.
6. Неразлучники – этим все сказано (кукла – неразлучники)
Две судьбы в одну крепко связаны.
Чтоб семья была крепка –
На двоих одна рука.
7. Дарите людям доброту,
Дарите ангела, на счастье. (куколка – ангел)
Через тепло души своей
Оберегайте от напасти!
Воспитатель:
Самовар подарок главный
Он красивый, расписной.
Ароматный чай отведать
Не откажется любой.
Ребята, к нам кто пришел в гости. Хотите узнать кто пришел (одет в костюм самовара взрослый)Танец «Самоварчики» под музыку
Воспитатель:
Тары – бары, растабары
Раскупили все товары.
Вот и солнышко садиться,
Пора, ребята, расходится.
Нашей ярмарке конец,
А кто слушал молодец
3 Итог НОД.
Понравилось вам на ярмарке?
Что больше всего запомнилось?
Какие игрушки вам больше всего понравились, почему?
А теперь ребята
Приглашаем всех на чай,
С вкусными сушками,
Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
(Под веселую музыку устраиваем чаепитие.)