Наталья Гусева
Фотоотчет «Мини-музей в группе «Русские народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчет «Мини-музей в группе «Сказка».
Гусева Наталья Валерьевна
МАДОУ «Детский сад №5 «Крепыш»,
г. Мегион
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
Публикация «Фотоотчет „Мини-музей в группе „Русские народные промыслы“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2022
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Успех, приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Таким методом обучения и воспитания для нас стал мини музей «Русские народные промыслы», который мы организовали в группе «Сказка» в ходе реализации долгосрочного проекта «Путешествие в мир русских народных промыслов» с помощью детей и родителей.
Мини- музей – это одно из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста. Создание мини-музея в группе на сегодняшний день очень актуально.
Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее нашей группы не только можно, но и нужно! Можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Еще одной из причин создания в группе мини-музея «Русские народные промыслы» стало то, что народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов.
Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом мини- музее, а продолжением работы уже служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.
Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, сенсорика способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.
Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра с сопровождается народным фольклором.
Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы в последствии используем ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.
В нашем мини- музее организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по разным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др.
Но мы не просто можем посмотреть, но и попробовать сами смастерить (слепить). И снова наша мастерская рядом.
Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети самостоятельно расписывают предметы народных промыслов. Дети узнают, виды росписи не только на игрушках, но и на предметах быта, называют их, и даже спорят друг с другом, кто правильно назвал ту или иную роспись.
В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздников. Например, Масленица, Пасха… И здесь уместно использовать с детьми русские народные песни, заклички, хороводные игры.
Познакомить детей с русской избой, внутренним убранством, предметами быта позволят созданная в группе предметно-развивающая среда которая располагает к сюжетной игре.
Посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации детям очень нравится.
В заключение хочу сказать, что создание мини-музея «Русских народных промыслов» в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.