Светлана Лукьянова
Конспект НОД в рамках познавательного развития «Откуда родом апельсин»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в рамках познавательного развития
«Откуда родом апельсин»
Цель: расширение знания детей о фруктах (апельсине).
Задачи:
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ о предмете по схеме, используя методы и приемы исследовательской деятельности, упражнять в подборе прилагательных, обозначающих качество предметов;
- способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций;
Публикация «Конспект НОД в рамках познавательного развития „Откуда родом апельсин“» размещена в разделах
- Апельсин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- расширить представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания);
- развивать речь, коммуникативность, память;
- воспитывать умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль;
- воспитывать у детей доброту, отзывчивость.
Материал: апельсины, глобус, иллюстрации «Последовательность роста растений», «Что необходимо для роста растений», карандаши, тетрадь в клетку, лупы, иллюстрации «Витамины», конверт с буквами К, И, Т, А, Й, салфетки, емкости для воды, фрукты, краски, кукла Маша из мультфильма "Маша и медведь", аудиозапись, схема описания фруктов и овощей.
Предварительная работа: дидактическая игра «Фрукты – овощи», знакомство с моделями «Последовательность роста растений», «Что необходимо для роста растений», работа по моделям, рассматривание энциклопедий, чтение на тему «Фрукты», разучивание физкультминутки, работа с глобусом, картой, нахождение разных стран, беседа о них, беседа о витаминах и т. д.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
«Здравствуй, солнышко родное!»
Все вместе в кругу:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй,небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Светлана Николаевна, а ты кто? (Я – Аня, я –Рома и т. д.). А знаете, сегодня таких замечательных детей пригласили в гости. А вот кто? ну-ка отгадайте сами…
(Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»).
- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка?
-Вот к Маше мы и приглашены.
2. Основная часть.
-Но без подарка идти как-то нехорошо, но я уже кое-что приготовила. Отгадайте-ка, что я там припасла! А узнать вы можете, что у меня здесь, вот такими способами: потрогать. понюхать, открыть, спросить (в корзине апельсин – дети по запаху узнают его). Ну, что отправляемся?
- Ой, а вдруг Маша попросит нас рассказать ей про апельсин, ведь она очень любопытная. Что же мы можем ей рассказать? Давайте-ка сами немного про него все узнаем или вспомним.
-Апельсин – это что? (фрукт). Значит, он растет где? Как называется дерево, на котором растет апельсин? (показать картинку дерева).
А вы знаете, что вырос апельсин в - Китае, в переводе на русский язык слово «апельсин» означает «китайское яблоко». Появился этот фрукт более четырех тысяч лет назад. Затем апельсины попали в другие страны. Их завезли мореплаватели и завоеватели.
В начале 18 века слава об апельсинах дошла и до России. Но вырастить апельсины в нашей стране не удалось, так как апельсин не выносит морозов. Сейчас апельсин выращивают во многих странах мира.
Изначально этот сочный вкусный фрукт считался роскошью, и позволить его себе могли только очень богатые, знатные люди. Сейчас апельсины продаются во всех продуктовых магазинах и супермаркетах.
«Китайские яблоки», привыкшие к теплому климату, были совершенно неприспособленные для нашей части света.
И все время, с момента появления в Европе, апельсины были предметами роскоши и оставались весьма дорогим удовольствием. Для их выращивания в аристократических домах стали строить наряду с обычными садами специальные здания – «оранжереи».
(можно показать на карте эти места)
-Какой по форме апельсин?
Апельсин в форме шара (шаровидный). Какие еще предметы в форме шара вы знаете? (Мяч, глобус, планета, голова, яблоко, арбуз)
-Я нарисовала апельсин на доске в форме круга. Чем отличается круг от шара?
-Давайте попробуем описать апельсин. Какой он? (Игра с мячом)
Дети называют слова (сладкий, сочный, оранжевый, спелым, большой, вкусный, душистый, ароматный, пористый, зрелый)
-Вот какой апельсин у нас получился. А какого он цвета? Что еще бывает оранжевым? (Солнце, морковь, персик, мандарин).
(провожу физкультминутку под музыку)
Оранжевая песенка (Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)
Вот уже подряд два дня я сижу рисую. (встряхивание кистями)
Красок много у меня - выбирай любую! (султанчики)
Я раскрашу целый свет (Руки в стороны)
В самый свой любимый цвет. (повороты)
Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)
Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)
Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)
Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.)
Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)
Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)
Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)
Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)
(На последнем куплете беру ребят за руки и веду вокруг стола, где разложены краски, дети рисуют апельсин)
-Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давайте проверим.
Опыт «Тонет - не тонет?»
-Как вы думаете, если апельсин бросить в ёмкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжёлый.) Проверьте, он достаточно тяжёлый, чтобы утонуть.
Дети выполняют.
-Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей.) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.
-Что произошло? (Он утонул.) Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет.)
-Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает её держаться на воде?
Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая)
- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался»Почему апельсин не тонет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (ответы детей)
-Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)
-Ну что, по – моему, мы всё узнали про апельсин пора отправляться в гости.
Маша: ну и где вы бродите, я уже вас заждалась, прямо поиграть не с кем.
Воспитатель: Маша, а мы не с пустыми руками, мы тебе подарок принесли. (Апельсин)
Маша: Подарки я люблю. Только что это?
-А давай-ка мы с тобой послушаем ребят. Они теперь про апельсин всё знают. (берут волшебную указку и рассказывают по схеме про апельсин)
-А давайте еще раз посмотрим на апельсиновое дерево.
Обратите внимание, на апельсиновом дереве много апельсинов. Зачем же нужно много апельсинов? (в пищу - едим, получают сок, можно использовать, когда печем печенье или торт)
- А для чего нужно есть апельсины, и пить апельсиновый сок?
-В апельсинах много витаминов, особенно витамина»С». Когда вы простужаетесь, болеете, то очень полезно пить апельсиновый сок. Но лучше есть апельсины и пить сок, чтобы не заболеть, быть здоровым. Апельсины очень вкусные, и сок вкусный и полезный. Но есть дети и в нашей группе тоже, у кого этот продукт вызывает аллергию. Этот человек, этот ребенок, должен это знать, и беречь себя – не есть апельсины ни в коем случае.
Маша: Ну, давайте уже скорее угощайте меня апельсином!
В: А как же я смогу разделить апельсин, он ведь у нас один? (ответы детей).
Опыт «Как на спор узнать, сколько долек в апельсине?»
В: Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, не очищая его от кожуры, нужно оторвать зеленую ножку, а под ней будут четко видны желтые бугорки, число которых равно числу долек.
Реплика Маши из мультфильма»Вкусновато, но маловато».
3. Заключительная часть: Рефлексия
- О чём мы с вами сегодня говорили? Что вы узнали нового?
- А я сегодня порадовалась, что вы все были внимательные, заботливые, дружные. Всего вам доброго!