Татьяна Федоровна Афонина
Конспект НОД в подготовительной к школе «Путешествие на север нашей страны. Суровая Арктика»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с климатической зоной Арктики,её климатом, растительностью.
2. Углублять представления о животных Арктики
3. Систематизировать представления детей об умениях животных приспосабливаться к среде обитания.
4. Познакомить с такими явлениями, как северное сияние
Словарная работа:
Климат, северное сияние, вечная мерзлота, айсберг, лемминг, Полярная ночь, ягель.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе „Путешествие на север нашей страны, Суровая Арктика“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Оборудование и материалы: карта России, глобус, дидактическое пособие «Обитатели Севера», картины: «Северный олень», «Белый медведь», презентация «Арктика».
Ход
Воспитатель:
-Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия.
- Как вы думаете, почему (ответы детей)
-Правильно, потому что наша страна самая большая в мире!На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.
Давайте мы сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами.
Стук в дверь. Входит почтальон, вносит письмо. Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости в наш суровый, милый край, где вы увидите необычное природное явление- северное сияние, встретитесь с животными, которые живут только на севере, увидите необычные «птичьи базары».
Обитатель северных морей Тюлень.
Воспитатель:
-Ребята хотите, все это увидеть своими глазами?Отправляемся в путешествие на Крайний Север нашей Родины. (Воспитатель на глобусе показывает, куда они отправляются).
На севере снега, мороз
Суровая природа
На небе хороводы звезд
И солнца нет полгода.
Н. Забила
Северные земли или зона тундры находятся на севере нашей страны и на нашей карте обозначены белым цветом. Найдите эту зону на карте нашей страны.
Почему она обозначена белым цветом?
Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан, побережье Сибири полуостровТаймыр. Царство льдов и снегов (показ слайда).
Там долгие суровые зимы, которые длятся более полугода, морозы достигают до -40*-50* дуют холодные ветра, часто бывают снежные бури и ураганы. Земля глубоко промерзает, покрывается льдом и снегом, а лед на море держится большую часть года. Солнца зимой не видно, наступает Полярная ночь (показ слайда).
И лишь разноцветные сияния расцвечивают небо (показ слайдов)
Северное сияние- это завораживающие, прекрасное зрелище. Темно- синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба
Это свет, холодный свет
Северного неба.
Ю. Шестопалов
Зима на севере длинная, а лето короткое, но и летом температура не поднимается выше +5+10, поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Солнце не поднимается высоко над горизонтом и поэтому лед тает лишь по берегам морей (показ слайдов).
Физкультминутка:
Я предлагаю Вам немного прогуляться по тундре.
Что нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надевают лыжи и держатся рядом)
Нам мороз не страшен
Лишь ленивым он опасен (идут друг за другом)
Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)
И про нос не забываем (трут нос)
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее (уши сгибают и разгибают)
И ладошки приживаем
Сильно сильно растираем (трут ладошки друг об друга)
Вот на лыжах проезжаем (имитируют движения на лыжах)
Санки мы не забываем (присаживаются и встают)
Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего ребенка)
Солнышко, выходи
Нам согреться помоги! (гладят спину, впереди идущего ребенка)
Растительность Арктики очень скудна. Это мхи и лишайники. Весной, когда пригреет солнце, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на цветущий ковер. При всей бедности растительного мира тундры, здесь есть даже цветы: полярный мох, снежный лютик, разноцветные камнеломки. (показ слайда).
В тундре растут карликовые березы, грибы, ягоды, голубика. Догадайтесь, почему ее так называли? Правильно она голубого цвета. (показ слайда)
Не смотря на суровый климат, животный мир очень разнообразен. И эти животные вам вряд ли знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Это лемминг- маленький зверек, похожий на мышь, песец-зверек с очень красивым мехом (показ слайдов).
Как вы думаете, что помогает северным животным выживать в таком суровом климате?
Да, ребята, живущие в таких условиях звери приспособлены к суровому климату. У них под шкурой толстый слой жира, который предохраняет от потери тепла, теплый толстый мех защищает от холода. Главные животные тундры- белый медведь и олень (показ слайдов).
Северный олень-житель крайнего севера ему не страшны ни сильные морозы; ни глубокие снега. Как вы думаете, почему? Хотите еще узнать про Северного оленя?
У него замечательная шерсть- густая, мягкая. Особенно теплая она становится в зимние месяцы, когда бушуют метели. Копыта у северного оленя широкие, да еще могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Олень может ходить по снегу или болоту не проваливаясь, а края копыт еще и острые для того чтобы зимой раскапывать снег, добраться до вкусного мха. Этот олений мох называют «ягель». Еще олени прекрасные пловцы. Они переплывают широкие холодные реки и морские проливы. Главное украшение оленя – огромные ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые у оленят,тоже есть рожки, но они маленькие, похожи на веточки. Северные олени- путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идет вожак – самый опытный и сильный олень. Летом олени устремляются к морскому берегу несмотря ни на какие преграды. Для чего?
Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для жизни животных необходима. Без соли олень может погибнуть. (показ слайда)
Воспитатель:
-Ребята, что вы знаете об этом животном (у них белая шкура, ловят и едят рыбу. Они умеют плавать).
Воспитатель:
-Белый медведь- грозный хищник, повелитель ледяных просторов Арктики. Благодаря острому чутью он выслеживает подо льдом тюленей. Белый медведь так же прекрасный пловец и спокойно ныряет в ледяную воду. Чтобы выбраться наружу, медведь хватается острыми когтями за проплывающую льдину. Затем зверь отряхивается и его шерсть вновь становиться сухой и не обмерзает. (показ слайда лежбища тюленей)
Воспитатель:
-Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегукак и на пляже,лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, хвост как у рыб, а вместо лап ласты. Как вы думаете кто это?
Воспитатель:
-Тюлени живут на льдинах, плавают в море, питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину 100метров. Вдохнет воздух и может долго не дышать под водой (до 1.5 часов он охотится). Тело тюленя покрыто густым непромокаемым мехом под кожей толстый слой жира, спина и бока темные и в пятнах. Отталкиваясь от земли ластами они неуклюжи на суше, а в воде они настоящие акробаты, плавают не хуже рыб. (показ слайдов).
Воспитатель:
-Посмотрите, какие животные Крайнего Севера вам знакомы? (морж, заяц-беляк).
Воспитатель: Деревья в Арктике не растут. Болотистая местность- прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край многочисленные птицы, которые устраивают «птичьи базары».
Итог занятия
- Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?
-Что особенного в природе Арктики?
- Какие растения встречаются на севере?
- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?
- Что такое северное сияние?
На этом наше путешествие по Арктике закончено, спасибо жителям северных морей за приглашение.