Мария Иванова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для эффективной познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование.
2. Актуализировать и расширить знания детей о свойствах воздуха.
Развивающие:
1. Развивать положительный эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Опытно-исследовательская деятельность, Опыты с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать желание получать новые знания, применять их на практике, совершенствовать умение делать выводы, вытекающие из определённых обстоятельств, излагать их, чётко формулируя.
Воспитательные:
1. Продолжать формировать у детей нормы и ценности, принятые в обществе: доброжелательное отношение друг к другу, уважительное - к старшим.
2. Формировать такие интегративные качества дошкольника, как эмоциональная отзывчивость, активность, способность управлять своим поведением, заинтересованное участие в образовательном процессе, способствующие овладению универсальным предпосылкам учебной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование позитивных установок к различным видам деятельности;
- развитие коммуникативных навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
- развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации.
Речевое развитие:
- владение речью как средством общения.
Художественно-эстетическое развитие:
- реализация самостоятельной творческой деятельности посредством нетрадиционного рисования.
Физическое развитие:
- развитие двигательной деятельности, координации движений.
Оснащение: видеопроектор, бумага формат А4, гуашь, кисточки,
дудочки, трубочки коктейльные, пакетики полиэтиленовые прозрачные, веера, шары воздушные и стаканы на каждого ребёнка, кусочки ваты.
Используемые методы и приёмы.
Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ способа действий, использование ТСО.
Словесные методы: объяснение, беседа.
Игровые приё мы: воображаемая ситуация, загадывание загадки, элементы соревнования.
Практические приё мы: эксперименты.
Форма проведения: фронтальная.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.
Ясное солнышко встало опять
«Доброе утро!» должны мы сказать.
Взрослому, если встречаемся с ним,
Громкое «Здравствуйте!» мы говорим.
Друзьям мы говорим: «Привет!»
«Привет!» - нам говорят в ответ.
Воспитатель: Вот мы и поприветствовали всех взрослых и друг друга. Сегодня мы с вами займемся чем-то интересным. А чтобы узнать чем, сначала отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Ответы детей: (Воздух)
На экране появляется Незнайка с конвертом в руках.
Воспитатель. Посмотрите, кто это появился на экране? (Незнайка) А что у него в руках? (письмо). Наверно, оно предназначено для нас….Хотите узнать что в нём написано?
Ответы детей.
Воспитатель читает: «Люди добрые! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. У нас случилась беда: куда-то пропал воздух. Я его не вижу, не слышу и не чувствую. Все ходят спокойно, а я переживаю. Если дело так пойдет дальше, то мы скоро все, наверное, погибнем. Помогите нам, пожалуйста!»
Воспитатель: Да, проблема серьёзная… Поможем Незнайке разобраться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте выяснять… А Незнайка пусть послушает нас. Скажите, пожалуйста, какого цвета воздух? Вы его видите вокруг?
Ответы детей. (Воздух прозрачный и невидимый).
Воспитатель: Давайте послушаем, вы слышите воздух? А что вы слышите?
Ответы детей. (Воздух не слышно, он не издаёт звуков).
Воспитатель: Всё так, как пишет Незнайка… А давайте проверим, может Незнайка не зря беспокоится? Сегодня мы с вами проведем эксперименты, с помощью которых попробуем увидеть, услышать и почувствовать воздух.
1 стол. На нем лежат полиэтиленовые пакеты, стоят стаканы с водой и трубочки для коктейля, прозрачная ёмкость с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего здесь лежат все эти предметы?
Ответы детей. (Мы проведём небольшие опыты и попытаемся увидеть воздух)
Опыт № 1. (Увидеть воздух при помощи полиэтиленовых пакетов)
Воспитатель: Возьмите пакетики… Как вы думаете, что мы будем делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы будем «ловить» воздух… Посмотрите как это делать, нужно открыть пакет, зачерпнуть воздух и закрутить. Что стало с пакетом? Он поменял свою форму? А мы что-то в него положили? Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей.
Вывод: Воздух невидим. Но, при желании, его можно «поймать», например, в пакет и он примет форму пакета.
Воспитатель: Но если в пакете будет хоть одна маленькая дырочка, воздух через неё обязательно «убежит».
Опыт № 2. (Увидеть воздух при помощи воды и трубочек)
Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой, опустите туда трубочки и подуйте. Что мы видим? (Пузырьки). А что внутри пузырьков? (Воздух). Откуда он там взялся?
Ответы детей.
Вывод: Мы дышим воздухом, он есть внутри нас. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух через трубочку в воду, в которой появляются пузырьки и мы его видим сквозь воду.
На экране появляется изображение глаза.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что за символ там появился? Как думаете, что он означает?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет: это символ того, что мы смогли увидеть прозрачный и невидимый воздух.
2 стол. На нем лежат дудочки и не надутые воздушные шарики разного цвета.
Воспитатель: А теперь подойдем ко второму столу. Ребята, что вы видите на этом столе? Как вы думаете, для чего это всё?
Ответы детей.
Опыт № 3. (Услышать воздух при помощи музыкальных инструментов).
Воспитатель: Возьмите дудочки и подуйте в них. Вначале тихонько, теперь сильнее. Что мы слышим? (Звуки). А если не дуть? (Звука нет).
На экране появляется картинка с разными духовыми инструментами.
Воспитатель: Ребята, а какие еще инструменты вы знаете, которые звучат, при помощи воздуха? Посмотрите на экран, назовите те, которые вы знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: Кто знает, как называются такие инструменты одним словом?
(Духовые). Почему?
Ответы детей. (Потому что, для того чтобы извлечь звуки, в них нужно дуть)
Вывод: Мы слышим звуки, которые образуются с помощью воздуха, например в музыкальных инструментах. При этом, чем сильнее дуть, тем громче получается звук.
Опыт №4. (Услышать воздух при помощи воздушных шариков).
Воспитатель: А теперь возьмите со стола воздушный шарик. Как вы думаете, какой опыт мы будем проводить с ним?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, какую форму имеет сейчас шарик? Он похож на шар?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым? (Нужно его надуть) Вы умеете надувать шарики? Давайте попробуем, у кого получится?
Воспитатель и дети надувают шары.
Воспитатель: Каким стал шар? Какую форму принял? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Шар наполнили воздухом, который принял форму шарика.
А теперь, попробуйте потихонечку спустить воздух из шарика и послушайте. Что происходит? (Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха).
Вывод: Мы слышим звуки, которые образует воздух, когда выходит из какого-то тесного для него помещения, в данном случае из шарика.
На экране появляется изображение уха.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что за символ там появился? Как думаете, что он означает?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет: Это символ того, что мы можем услышать воздух. Он сам по себе не звучит, но можно услышать его движение.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на прогулку…
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)
Выходи гулять! (машут рукой к себе, «зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
3 стол. На нем лежат веера.
Воспитатель: Подойдите к третьему столу. Что здесь лежит? (Веера). Возьмите их в руки. Кто знает, для чего они нужны?
Ответы детей.
Воспитатель: Главное его предназначение - обмахиваться, когда жарко. Помашите на себя. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда мы машем веером, воздух движется, получается лёгкий приятный ветерок. Вы чувствуете его? Я предлагаю поиграть в игру-соревнование, которая называется «Чья пушинка дольше продержится в воздухе». Нужно подкинуть пушинку из ваты вверх и махать на неё веером. Хотите попробовать?
Дети берут пушинки из коробочки, играют.
Воспитатель: Молодцы, какие вы ловкие. Скажите, что удерживало пушинку вверху? (Воздух, ветерок). А если бы не было ветерка, она бы летала? (Нет)
На экране появляются склоняющиеся деревья, слышны звуки ветра.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что там происходит? (Дует сильный ветер). Как вы это определили?
Ответы детей. (Деревья склоняются, слышно, как ветер дует)
Вывод: Воздух можно почувствовать, когда он движется, т. е. когда дует лёгкий ветерок или сильный ветер.
Воспитатель: А ещё мы с вами можем нарисовать необычные рисунки с помощью воздуха. Хотите узнать как именно?
- Садитесь за стол. Перед вами листы бумаги, краски и соломинки. Капаем на наш листок разноцветные капельки воды и берем соломинки. Дуем через соломинку на капельки, чтобы получились изображения. Какие необычные рисунки у нас получились… каждому рисунку нужно придумать название…
На экране появляется улыбающийся Незнайка.
Воспитатель: Посмотрите, Незнайка повеселел. Ему, наверное, понравились наши рисунки. Как вы думаете, помогли мы ему? (Да). Что мы сегодня делали?
Ответы детей. (Проводили опыты с воздухом).
Воспитатель: Как вы думаете, важно ли то, что мы сегодня делали? (Да) Почему?
Ответы детей. (Потому что сами узнали много нового и Незнайке помогли, доказали ему, что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать, только надо знать как. И что если он не видит воздуха, не слышит его и не чувствует, это не значит, что его нет. Так что Незнайке беспокоиться не о чем).
Воспитатель: Как вы думаете, вам пригодятся эти знания?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами общаться, можно я отправлю ваши рисунки Незнайке? А вам оставлю шарики, на память об этом занятии.