Майрам Мукалян
Конспект занятия «Извержение вулкана». Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Извержение вулкана.» Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы. Цель. Познакомить с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь. Материал: Презентация с изображением вулканов, карта России; поддоны, картон, клей, питьевая сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги, цветные карандаши (для фиксации наблюдений) чайные ложки,пипетки. Предварительная работа. Изготовление (в течении недели) макета гор из солёного теста, пустых бутылочек, стаканчиков из-под йогурта, гора с ледником, другая- вулкан, между ними горное озеро. Последовательность работы. К детям в гости приходи девочка Знайка (кукла). Она знает, что дети закончили изучение темы "Камни",а теперь изучают горы. Воспитатель. Знайка, дети хотят спросить у тебя: что же такое вулкан? Посмотри,какой мы сделали макет гор. В одной горе у нас вулкан,но мы не знаем как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь? Знайка. Я знаю, что такое вулкан,и даже научить вас несложному опыту с его извержением, но сначала расскажу легенду о вулкане. "Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузнецу внутри высокой горы. А гора стояла прямо по среди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает",- со страхом говорили люди и уходили по дальше от этого места. С тех пор все огненные горы стали называть вулканами" Воспитатель. Какая интересная легенда! Давайте рассмотрим картинки с изображением вулканов. Посмотрите на вид это обычная гора; называется она "спящий вулкан" А вот тоже гора, только с извергающейся лавой, огнём, дымом - это действующий вулкан. Какой формы вулкан? На что он похож? Дети. Вулкан похож на пирамид,конус. Воспитатель. Правильно, вулкан - конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнею часть. На что она похожа? Дети. На большую яму, воронку. Воспитатель. Верно. Знайка, скажи,как называется это часть вулкана? Знайка. Вершина горы,из которой извергается лава, называется "кратер". Воспитатель. Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, на дне которой красновато - оранжевая пасть. Это жерло - дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана,называется лавой. Знайка, вот бы нам взглянуть на извержение вулкана. Знайка. Хотите,я вас научу, как сделать вулкан из вашей горы? Смотрите, и кратер в ней имеется. Воспитатель. Да, Знайка! Дети. Да, хотим! Знайка. Сначала я научу вашего воспитателя,а он научит вас. Знайка и воспитатель "шепчутся". Воспитатель. Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят. Куклу усаживают на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми. Воспитатель. Давайте склеим из картона конус -это основание вулкана. Из чего сделаем жерло? Вставим внутрь конуса стаканчик из- под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка раскрыл тайну её приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку чайную ложку соды, немного красной сухой краски и пять капель моющей жидкости. Внимание! Следующая жидкость в моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает (Ответы.) Верно,знак показывает, что детям пользоваться ею нельзя. Это жидкость -уксус, и его можно наливать только взрослому. Добавляю пять капель уксуса. Посмотрите, что происходит! Хотите повторить этот опыт сами? Дети: да Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель. Воспитатель. Теперь попробуем "запустить" наш вулкан! Знайка посмотри, что у нас получается. Воспитатель готовит раствор и заливает его в жерло вулкана. Все наблюдают "извержение". Воспитатель. Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Горы сотрясаются от страшного грохота,огромный столб дыма поднимается над ней, каменный обрушивается на склоны гор. А бывает, лава вытекает тихо. У нас в стране много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке,Курильских островах. Давайте найдём их на карте России. (Дети с помощью воспитателя рассматривают карту. Находят вулканы.) Знайка,спасибо тебе за интересный рассказ и опыт! А мы с ребятами нарисуем вулкан и заполним "Папку исследователя" по теме "Вулкан". Дети рисуют извержение вулкана.
Публикация «Конспект занятия „Извержение вулкана“, Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки