Елена Шмигельская
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Путешествие в страну математики»
Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня и числа; развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу»; дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».
Материалы: 2 видеописьма (и посылка) Королевы Математики; модель недели (цветные карточки); геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей и они доставили нам письмо, но не простое, а видеописьмо. Сейчас мы с вами его просмотрим.
«Здравствуйте мальчики и девочки! Приглашаю вас всех в гости в страну Математики. Жду вас сегодня. Скорее в дорогу! Умным и находчивым всё по плечу! Королева страны Математики».
- Ребята, вы готовы отправиться в гости к жителям страны Математики? А когда нас ждёт королева? Если мы отправимся завтра, успеем? Тогда отправляемся. Но как мы туда попадём, ведь страна находится на острове? (выслушиваю мнение детей).
- А что бы узнать, на чём мы отправимся, нужно выполнить первое задание.
Только умным, только ловким
Разгадать головоломки!
Дети садятся за стол и выполняют Первое задание («Ориентировка по клеточкам»):
3 кл. –вправо, 2 кл. - вверх, 2 кл. –влево, 2 кл. – вверх, 2 кл. - вправо, 1 кл. - вверх, 1 кл. - вправо, 5 кл. - вниз, 3 кл. - вправо, 1кл. - вниз, 1 кл. -влево, 1 кл. - вниз, 5 кл. - влево,1 кл. - вверх, 1 кл. - влево. 1 кл. - вверх.
- Что у вас получилось? (кораблик). Наше путешествие начинается, корабль готов к отплытию, но прежде, чем на него попасть, нужно купить билет, который стоит 7 монет.
Дети выполняют Второе задание («Монеты»): из кружков, изображающих монеты различного номинала, дети собирают сумму, равную 7.
(Включается видео с шумом моря):
(рассказывает ребёнок)
Мы отправились в дорогу,
Путь нелёгкий предстоит.
Смелее, ребята, полный вперёд!
Страна Математики в гости нас ждёт.
-Вот мы и добрались до страны Математики и её королева приветствует нас.
(Презентация с приветствием и заданиями)
Третье задание («Посчитай внимательно»)
• Сколько ушей у двух кошек? (4)
• Сколько дней в неделе? (7)
• Сколько глаз у светофора? (3)
• Сколько пальцев на руках? (10)
• Сколько солнышек на небе? (1)
• Сколько лап у двух собак? (8)
• Сколько в неделе выходных дней? (2)
• Сколько солнышек на небе ночью? (0)
• Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
• Сколько шей у пяти журавлей? (5)
Королева Математики (на слайде): - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, но впереди вас ждут новые испытания, До скорой встречи!».
(Нахожу конверт) Четвёртое задание («Дни недели»)
- А вот и новое испытание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – фиолетовый,
вторник – синий,
среда – голубая,
четверг – зеленый,
пятница – желтая,
суббота – оранжевая,
воскресенье – красное.
(Дети берут по одной карточке)
- Неделя, стройся!
(выстраиваются в указанном порядке)
-Назовите свой день недели!
(называют свой день недели)
-Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
-Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями.
Пятое задание («Построй город из геометрических фигур»)
-Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город.
-Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.
(Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе).
-Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел.
Шестое задание («Дидактическая игра «Ручеёк»)
Двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9;
Седьмое задание(«Игровое задание со счетными палочками»
(даю детям задание):
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).
-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
Восьмое задание (Игра «Что, где?»)
Игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Игра проходит в быстром темпе.
-Молодцы, ребята, вы все ловкие и внимательны! А теперь снова в путь. Нам предстоит решить арифметические задачи.
Девятое задание (Составление и решение арифметических задач)
Показываю демонстрационный материал и задаю тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбки, яблоки, грибы, морковки и т. д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8. Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».
-Ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание.
Десятое задание (Игра «Кто самый внимательный»)
(в музыкальном сопровождении)
Воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.
- Ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть.
Одиннадцатое задание (Прохождение пароля на выход из волшебной страны).
Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
-Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».
-Большое спасибо. Кто бы это мог быть?
Зачитываю детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за выполненные задания и в качестве награды присылает им угощение и золотые медали с надписью «Юному математику».
Письмо Королевы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Желаю вам так же успешно справляться со всеми заданиями и трудностями, которые встретятся на вашем пути. Вам, мои юные математики, от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные призы! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного чаепития и до новых встреч!»
-Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы выполнили все задания Королевы Математики. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там ещё больше нового и интересного.
Вручение медалей и сладких призов.