Наталия Князева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Спасение гласных букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно- образовательная деятельность в старшей группе.
Тема: «Спасение гласных букв».
Занятие проводится в игровой форме для открытого показа на обобщение знаний детей.
Возрастная категория: дети старшей группы.
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Спасение гласных букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
1. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук, определять его место в слове.
2. Закреплять графический образ букв.
3. Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах, обозначающих эти звуки.
4. Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
5. Закреплять умение делить слова на слоги.
6. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать память и внимание.
3. Развивать самостоятельность, инициативу.
4. Совершенствовать координацию движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Предварительная работа с детьми:
Проведение дидактических игр, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
- Подготовка презентации.
- Подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
Методические приё мы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов, дидактические игры, физкультминутка).
- Наглядный (использование иллюстраций, презентации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
-мультимедийная аппаратура,
-сундук -бутылка, оформленная водорослями,
-мяч
-красный зонт, -большая магнитная доска
Демонстрационный материал:
-дидактическая игра «Паровозик»,
-презентация,
-письмо
Раздаточный материал:
-разрезные буквы,
-карточки для игры «Рассыпалось слово»,
-конверты с набором гласных букв,
-дидактическая игра «Пропущенная буква»
Ход совместной деятельности: Мотивация на совместную деятельность.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Они пришли посмотреть, чему вы научились, какие вы внимательные.
Воспитатель: Дети, посмотрите, нам пришло письмо, хотите узнать от кого это письмо?
«Здравствуйте, дети! Я - буквоежка и похитил все гласные буквы. Если вы хотите их вернуть, жду вас на острове. Кто преодолеет все препятствия и выполнит все задания, получит украденные буквы»
Слайд №2 -Буквоежка
Воспитатель: Вы согласны отправиться в путь?
-Вперёд за буквами, вперёд!
Вперёд, вперёд, вперёд!
Нас впереди преграда ждёт
Нас ждёт, нас ждёт, нас ждёт!
Мы не боимся буквоеда.
Ведь впереди нас ждёт победа!
Основной этап.
Воспитатель: Скажите, какие звуки называются гласными?
-Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)
Путешествие мы с вами начнём на паровозике.
1. Игра «Паровозик» (картинки паровозика с вагонами на доске).
Чтобы сесть в паровозик, нужны билеты.
- Возьмите каждый по одному билетику-картинке (берут картинки на столике и садятся на стулья)
Воспитатель: В паровозике три вагона: в первом вагоне 1 окошко, во втором вагоне 2 окошка, в третьем вагоне 3 окошка. Поделите на слоги каждый своё слово-картинку на билете и положите картинку в нужный вагончик. В путешествие отправится только тот, кто правильно определит количество слогов в слове. Слушайте друг друга внимательно, проверяйте ответы.
Вы все справились с заданием. Можно отправляться в путь.
Слайд №3- поезд
Наш паровозик остановился на полянке. Слайд №4- полянка
Это значит, что нужно нам немного отдохнуть (дети выходят на ковер, становятся в круг)
2. Игра «Гласный звук»
Раз-два-три,
Гласный в слове назови.
Воспитатель: Я называю слово и бросаю мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете гласный звук из этого слова (рот, глаз, сон, рис, план, куб, дым, гном, жар, мох).
Воспитатель: Справились с заданием. Но нам нужно спешить и вернуть буквы.
Слышен шум моря и шторм (аудиозапись).
Слайд№5- море.
Воспитатель: Мы очутились у моря. Лодка села на мель и мы не можем плыть на остров. Как нам попасть на остров? (дети предлагают варианты ответов).
3. Игра «Зонтик»
Воспитатель: У меня есть волшебный зонтик, и мы можем перелететь на нём. Вы согласны? Но чтобы перелететь, нужно придумать слова с гласным звуком и назвать позицию звука - начало, середина или конец слова.
Дети по очереди берут красный зонт и придумывают слово.
Воспитатель: И с этим препятствием вы справились. Вот и остров.
Слайд№6- остров.
Пришла пора отдохнуть. Выходите на берег, выполним физкультминутку.
4. Физкультминутка «У моря». Слайд№7- берег моря.
К берегу бежит волна. Делают волнообразные
движения одной рукой.
Вслед за ней ещё одна. То же другой рукой.
Эта – выше, Дети поднимают руки.
Эта – ниже, Опускают руки на уровень груди.
Эта – вовсе не видна. Касаются ладонями пола.
А на берегу морском Пересыпают невидимый песок из одной руки в другую.
Будем мы играть с песком.
Будет башня из песка, Встают на носки и поднимают руки.
Как до неба, высока.
Дети садятся на стульчики.
Слайд№8- пальма.
Воспитатель: На острове растёт кокосовая пальма. Кокосы на ней непростые, на них написаны слоги. Но кокосы упали и раскатились, нужно их собрать и составить слова. Выложите кокосы на доске. Какие слова у вас получились? Давайте их прочитаем.
Слайд №9- бутылка, выброшенная на берег.
- Посмотрите, из моря на берег выбросило бутылку. Давайте посмотрим, что в ней находится?
5. Игра «Пропущенная буква»
Воспитатель: Здесь записка. Написаны какие- то слова, но ничего не разобрать - некоторые буквы смыло водой. Записку сможем прочитать, если вы выполните задание. У вас на столах лежат картинки. Посмотрите на картинку и вставьте пропущенную гласную букву в слово под картинкой. Буквы находятся в конвертиках. Выполняем самостоятельно. Назовите букву, которую вы вставили. Сейчас можно прочитать записку. Здесь написано: «Ищите сундук»
Воспитатель: Сейчас нужно искать сундук с гласными буквами (Дети ищут сундук в группе, достают конверт с разрезными буквами).
6. Игра «Собери букву»
Воспитатель: Буквы вы нашли, но они поломаны. Нужно их сложить (детям раздаются разрезные картинки букв, они их собирают).
-Какие буквы у вас получились? Мы с вами сумели спасти буквы.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Какое интересное и познавательное путешествие у нас получилось.
- Вам понравилось спасать буквы?
-Что вам больше всего понравилось в путешествии?
-Что было трудным?
-Что вам помогло преодолеть все препятствия?
Воспитатель: На острове могут быть спрятаны сокровища. Давайте поищем их. (Дети находят в сундуке шоколадные монеты).