Ольга Наумова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опыты с растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития
растений)»
Пособия: комнатные растения, карточки с частями растений, халаты на всех детей, пособия необходимые для демонстрации опытов.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Опыты с растениями“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, замачивание и посадка семян разных культур, наблюдение за ростом семян, лука в разных условиях.
Программное содержание:
- Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).
- Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.
- Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Методические приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, демонстрация опытов, игра, сюрпризный момент.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель в костюме феи:
- Здравствуйте ребята! Меня зовут фея Природа. Я по земле хожу и за порядком слежу, только мне одной трудно – ведь наша планета очень большая. Смотрю – то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты. Вот и решила я себе подыскать помощников – пошла по земле в поисках удачи. Шла, шла и набрела на ваш детский сад, заглянула и вижу: цветов видимо – невидимо. Наверное, думаю, в этом саду живут добрые и заботливые дети, которые любят растения и ухаживают за ними. Так ли это, ребята?
Дети: «Да!»
- Вот по этому я и хочу предложить вам стать моими помощниками. Но для этого нужно много знать и уметь. Вы готовы пройти испытания?. Тогда вперед!
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет,
Посмотрите – это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы
Стебли чудной красоты.
- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).
- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее.
(корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Для чего нужен растению корень?
- Стебель?
- Листья?
- Цветок?
- Плод? (дети отвечают на вопросы)
- А теперь из частей нужно собрать целое растение. (дети собирают растение на доске).
- Посмотрите на эту таблицу, что здесь перепутано? Будет ли жить такое растение? (воспитатель показывает детям самодельную таблицу, на которой изображено растение, состоящее из несовместимых частей, хорошо знакомых детям). Из частей каких растений состоит это растение? (ответы детей).
- Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.
(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).
- Как называются некоторые растения в простонародье?
(зигокактус – «декабрист»; бальзамин – «Ванька мокрый», «огонек»; сансевьера –«щучий хвост»; пуансеттия – «рождество»).
- Какие стебли бывают у комнатных растений?
(прямостоячие, свисающие, вьющиеся).
- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, бальзамин, фикус); с вьющимся (циссус); с свисающим (аспарагус, традесканция).
- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др. ?
- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань?
- У какого растения самые большие листья (фикус? А самые маленькие (аспарагус?
- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.
ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».
После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений :
- Итак, мы превращаемся в ученых.
- Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Маранта, кто опишет его?
(Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды).
- Давайте сделаем вывод из опыта.
( Дети делают вывод: растение дышит.)
- Давайте опишем опыт, который поможет нам узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Идет описание опыта. Вывод: воздух в растение проникает с нижней стороны листа.
- Дети, скажите, пожалуйста, какого главного органа мы не видели на наших растениях (плод, корень? Мы посадили семена разных культур (тыква, дыня, подсолнух, пшеница, лук) в прозрачные стаканы, для того чтобы понаблюдать за ростом корней. Давайте рассмотрим их и расскажем, как они росли.
(Дети описывают корни и делают вывод, что корни у разных растений разные.)
- Теперь давайте, определим, нужна ли растениям вода.
(На тарелке зерно замоченное и сухое)
Дети делают вывод: вода нужна семенам, для того чтобы прорости.
- Давайте опишем следующий опыт.
(семена находились во влажной атмосфере, они проросли, но через несколько дней корни начали загнивать);
Дети делают вывод: для того, чтобы семена проросли нужна вода, но для дальнейшего роста растений нужна земля.
- Теперь я покажу вам опыт, и вы увидите, как по корню к стеблю поднимается вода.
(Опыт с окрашенной водой и марлей).
- Ребята, а как вода поступают к листьям? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть следующий опыт.
(В подкрашенной воде стояли отростки комнатного растения, через несколько дней стебель растения разрезают вдоль, а потом поперек и рассматривают насколько высоко стебель окрасился).
Дети делают вывод: вода от корня по стеблю поступает к листьям.
- При помощи следующего опыта, определим, какое количество воды необходимо для растений.
(В трех стаканах выращена пшеница, далее 1- не поливают, 2- умеренно поливают, 3- заливают водой).
Вывод: растения, которые не поливали и залили водой через несколько дней погибают, а те, которые умеренно поливали, продолжали расти. Поэтому, для растений вреден как, недостаток,
так и избыток влаги.
- Теперь, давайте, определим, нужны ли для роста растения свет и тепло.
(В трех стаканах выращен лук – 1- на свету и в тепле; 2- в тепле и в темноте; 3- на свету и на холоде.)
Дети описывают опыт и делают вывод : для роста растений необходимы тепло и свет.
- Дети, давайте опишем еще один опыт, который поможет нам определить, как реагирует растение на недостаток света.
(Выращенную пшеницу ставят подальше от света. Стебли пшеницы нагнулись к свету, далее - делают метку и переворачивают растение. Через некоторое время, растения опять поворачиваются к свету).
Вывод: растения движутся к свету.
На этом наша опытническая работа окончена. Давайте сделаем общий вывод, какие же условия нужны растениям для роста и развития?
ВЫВОД: ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ НУЖНЫ : ВОДА, ЗЕМЛЯ, СВЕТ И ТЕПЛО.
- Теперь снимаем халаты и из научных сотрудников превращаемся в обычных детей, а я в Фею Природу и возвращаемся в группу.
Подводится итог занятия.
- Я вами очень довольна! Вы теперь еще больше знаете о растениях и я, думаю, вы достойны быть моими помощниками!
Фея вручает детям медальоны «Люби и береги природу» и прощается.
Литература:
1. Бондаренко Т. М.
Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ. «Учитель», 2002.
2. Дошкольная педагогика №1, 2007; №1, 2008.
3. Иванова А. И.
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Коломина Н. В.
Занятия по экологии в детском саду, - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Николаева С. Н.
Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп детского сада : книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1999
6. Познание мира растений : занятия с детьми 4-7 лет /П. 47 авт. – сост. М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2008.